Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Остановить ли откат назад?

Террор и Китай расшатывают мир

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин во время встречи на полях саммита "Группы двадцати" (G20)
Президент России Владимир Путин и председатель Китайской Народной Республики (КНР) Си Цзиньпин во время встречи на полях саммита Группы двадцати (G20)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Куда катится мир? В результате крушения порядка наступит хаос — или же появится новый порядок? Парижские теракты, авиаудары по ИГИЛ, волна беженцев в Европу, вторжение России на Украину, конфликт в Южно-Китайском море... Кажется, будто государства старой формации сминают современный мир. Удастся ли остановить этот процесс?

Куда катится мир? В результате крушения порядка наступит хаос — или же появится новый порядок? Парижские теракты, авиаудары по ИГИЛ, волна беженцев в Европу, вторжение России на Украину, конфликт в Южно-Китайском море… События, которые сменяют друг друга, словно в калейдоскопе, заставляют о многом задуматься.

После окончания Второй мировой войны прошло 70 лет, после окончания холодной войны в 1989 году прошла четверть века. Нет сомнений в том, что мир вступил в новую эру. Времена изменились.

Для того, чтобы рассмотреть современный мир, проведем одну вспомогательную линию. Все разложиться по полочкам, когда мы поймем, в каком месте мы находимся: в «премодерне», «постмодерне» или же «модерне». Эти линии делят мир на три части.

Эту теорию предложил спутник известной пианистки Мицуко Утида (Mitsuko Uchida), британский дипломат Роберт Купер (Robert Cooper). Его работа «Раздор между народами. Порядок и хаос в XXI веке» была опубликована в 18 странах и вызвала интерес во всем мире. В соответствии с этой теорией мир делится на три части:

Первая: мир «премодерна», в котором власть децентрализована. Государство как таковое отсутствует.

Вторая: мир «модерна» с его народным государством. Безопасность гарантирует военная сила. При ее помощи также можно изменять границы. Другая особенность заключается в том, что приоритет отдан государственному суверенитету.

Третья: мир «постмодерна», когда главенствуют права человека, а не государственный суверенитет, взаимное доверие, а не военная сила, когда мир выходит за рамки понятия «государство». Европейский союз является самым продвинутым примером.

Суть теории заключается в том, что мир движется от премодерна к модерну, от модерна к постмодерну. Когда мы выйдем за рамки понятия «государство», перед нами откроется новый мир.

Можно сказать, что куперская модель является идеалистической. Она указывает направление, в котором должно двигаться государство XXI века с учетом объединения Европы. Это — привлекательная теория. Профессор университета Васэда Ясуо Хасэбэ (Yasuo Hasebe) даже использовал ее в качестве аргумента против применения права на коллективную самооборону.

Тем не менее куперский мир постмодерна, к сожалению, не развивается единообразно. Наоборот, сейчас он скорее двигается в обратном направлении. Я считаю, что проблема заключается в том, что в настоящее время мир движется в обратном направлении.

«Исламское государство» — это мир премодерна. Можно сказать, что парижские теракты — это удар премодерна по государству постмодерна. При этом Франция отвечает на удар не в стиле постмодерна. Она действует как типичная страна из мира модерна. Этот инцидент положил конец тенденции, которая заключалась в расширении ЕС и сферы постмодерна.

С точки зрения ближневосточного мира, теория о «пре», «пост», «модерне» и так далее не имеет никакого значения. Сегодняшний хаос вызвало соглашение Сайкса — Пико 1916 года, в рамках которого на Ближнем Востоке провели границы без учета распространения религий и народностей.

Кроме того, модерн бросает вызов постмодерну. Речь о России. Вторгшись на Украину, Москва присоединила Крым. Это — первый случай изменения границ при помощи силы после Второй мировой войны. Совершенно естественно то, что государство модерна, которое уделяет особое внимание балансу сил и военной мощи, не дало своему соседу, Украине, вступить в НАТО.

Глава Японского института международных исследований Ёсидзи Ногами (Yoshiji Nogami) выразил обеспокоенность перспективами ЕС: «Теория постмодерна стала преждевременной. Поскольку ЕС наводнили люди, которые не разделяют эти взгляды, идея единой Европы начинает разваливаться. Это напоминает Римскую империю, которая развалилась из-за наплыва других народностей».

В восточной Азии вызов современному миру бросает «модерновый» Китай. Он провел границы в Южно-Китайском море, заявив, что это его территории. На островах Спратли идет строительство искусственных островов и взлетно-посадочных полос. Разъяренные США пытаются оказать давление при помощи тактики «свободного мореходства».

Действия Китая нарушают международное право. Тем не менее на стороне Пекина двухтысячелетняя история. Со времен династии Хань эти территории находились под контролем Китая.

Что касается суверенного государства и международного права, то на Западе существует расхожее мнение, что этим понятиям начало положил Вестфальский мир 1648 года, однако Китай перешагивает через эту отметку. Если углубиться в мир премодерна, то у каждой из сторон найдутся свои аргументы. Именно к этому стремится Китай.

Профессор Ниигатского университета Ёсинобу Ямамото (Yoshinobu Yamamoto) выражает следующее мнение: «После экономического кризиса 2008 года „модерновые“ государства стали сильнее. Они тянут постмодерн в обратную сторону, однако он до сих пор существует. Эти три мира сосуществуют».

В арабском мире весну сменила зима. Китай пытается установить собственный порядок. Государства постмодерна превращаются в «модерновые»; «модерновые» страны уходят от модернового порядка; премодерн отрицает само существование международного порядка… Если относиться к этому как к чему-то нормальному, то сложившуюся ситуацию можно назвать «новым модерном».

Именно поэтому важно подумать о том, как остановить этот откат в прошлое. Если этого не сделать, наступит анархия.