Цены на нефть вновь снижаются. Мировая экономика ввергнута в хаос. 8 декабря на нью-йоркской бирже стоимость нефти упала до 36 долларов за баррель. Это самый низкий показатель за последние шесть лет и десять месяцев. Обострилась борьба за рыночные доли между нефтедобывающими странами. При этом многие эксперты полагают, что цены на нефть вырастут еще нескоро. Это приводит к обвалу валют и акций быстроразвивающихся стран, что негативно отражается на общем состоянии экономики.
Обвал валют
Цена на западно-техасскую среднюю нефть (WTI) упала в четыре раза по сравнению с 2008 годом, когда нефть стоила 147 долларов за баррель. 8 декабря стоимость дубайской нефти опустилась до 36 долларов за баррель. Это самый низкий показатель за последние семь лет.
Саммит ОПЕК, прошедший 4 декабря, ускорил падение нефтяных цен. Между странами, которые стремятся к сокращению добычи, и теми, кто отдает приоритет сохранению своей доли, до сих пор сохраняются резкие противоречия. В результате было принято решение не сокращать добычу. Министр нефти Ирака Абдел Махди (Abdel Mahdi) после саммита заявил следующее: «Почему своей долей должен жертвовать только ОПЕК? Это должны сделать и страны, которые не входят в ОПЕК».
При этом, похоже, борьба за долю на рынке скоро станет еще более ожесточенной. Поскольку Запад отменил экономические санкции, Иран намерен нарастить экспорт энергоресурсов. Он заключает долгосрочные контракты с китайскими компаниями. Кроме того, на китайском рынке существует жесткая конкуренция между Россией и Саудовской Аравией, они стимулируют ценовую борьбу.
Фондовые рынки, прогнозирующие дальнейшее падение цен, начали распродавать фьючерсы на сырую нефть. 1 декабря было распродано 170 тысяч фьючерсов, что является самым большим показателем за всю историю. «В ближайшее время цены не стабилизируются. WTI может упасть до 30 долларов», — отмечает представитель банка «Мидзухо» Такаити Сато (Takaichi Sato).
На западном акционерном рынке упала стоимость акций британской BP и американской Chevron. 8 декабря начал снижаться промышленный индекс Доу-Джонса. Что касается японского рынка, то на нем тоже стали избавляться от акций, связанных с природными ресурсами.
Акции крупнейшей нефтегазовой корпорации Японии JX Holdings упали на 4%. Из-за падения цен на нефть в марте 2016 года снизится прибыль 80% нефте и газодобывающих компаний. Прибыль Mitsubishi Corporation упадет на 33%, Mitsui — на 59%. JX Holdings понизила прогноз на дубайскую нефть в период с апреля по сентябрь с 60 до 53 долларов. Mitsubishi Corporation — с 65 до 53 долларов. Вместе с тем в реальности цены упали куда ниже.
Что касается рынка корпоративных облигаций, то ряд энергетических компаний оказался на грани банкротства. По информации американской рейтинговой компании Standard & Poor’s, на 27 ноября количество компаний-банкротов достигло 101. Это самый большой показатель с 2009 года (268 компаний). Доля энергетических компаний в списке составила 40%.
Стимулирование потребительского рынка
Финансы нефтедобывающих стран оказались в плачевном состоянии. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в 2015 году финансовый дефицит Саудовской Аравии, которая является крупнейшим экспортером нефти, составит 22% от ВВП страны. МВФ предупредил, что валютные резервы Саудовской Аравии могут иссякнуть за пять лет.
В ОАЭ также ожидается финансовый дефицит. Страна отменила субсидии на бензин и дизельное топливо внутри страны. Соседние страны, включая Саудовскую Аравию, также обсуждают принятие подобных мер. Ближневосточные монархии, где растет недовольство населения, вынуждены затягивать пояса.
При этом низкие цены на нефть стимулируют потребительские рынки развитых стран. В ноябре в США было продано самое большое количество автомобилей с 2001 года. Стимулом для покупки стали низкие цены на бензин. «Падение цен на нефть, которое продолжается с сентября прошлого года по лето этого года, увеличит мировой ВВП на 0,13%», — отмечает ведущий экономист японской SMBC Дзюнъити Макино (Junichi Makino).
Япония, которая активно импортирует природные ресурсы, также оказалась в выгодном положении. Ведущий экономист исследовательского института «Мидзухо» Хадзиму Такада (Hajimu Takada) заявил: «Для малого и среднего бизнеса низкие цены на нефть — важнее низкого курса йены».