Эта новость облетела весь мир. После уничтожения Турцией российского самолета Москва ответила разоблачением роли Анкары в отмывании сирийской нефти, которую контрабандным путем поставляет ИГ. Предоставленные российской стороной спутниковые снимки демонстрируют идущие к турецкой границе колонны бензовозов. Этот трафик, который, как полагают в The Financial Times, приносит исламистам более миллиона долларов в день, активно обсуждался в международной прессе, но вызвал лишь неловкое молчание во Франции.
О российских разоблачениях много писали в международной прессе, которая посвятила этим сведениям большие статьи с картами и спутниковыми фотографиями. Предлагаем вашему вниманию несколько отрывков:
«Представители Министерства обороны России обнародовали спутниковые снимки с колоннами бензовозов, которые, как предполагается, перевозят нефть из принадлежащих ИГ нефтедобывающих установок в Сирии через турецкую границу» (The Independent).
«Россия обвиняет Эрдогана в нефтяных сделках с ИГ. Заместитель министра обороны Анатолий Антонов заявил, что Турция является главным покупателем украденной в Сирии и Ираке нефти» (ВВС).
«Россия обвинила семью президента Турции в причастности к незаконной торговле нефтью с ИГ, которая приносит террористам миллионы долларов» (The Daily Mail).
«Российские военные обнародовали спутниковые снимки, на которых, по их словам, изображены колонные автоцистерн, перевозящих нефть с объектов ИГ в Сирии и Ираке через турецкую границу» (NBC News).
«Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и его семья напрямую причастны к незаконной торговле нефтью с Исламским государством, заявил заместитель министра обороны Анатолий Антонов. (…) С начала вмешательства российская авиация уничтожила 32 нефтяных комплекса, 11 перерабатывающих заводов, 23 скважины и 1080 бензовозов, перечислил он, демонстрируя карты в огромном зале, где собрались более 300 журналистов. По его словам, благодаря этим ударам Москве удалось вдвое сократить годовой оборот нефтяного сектора ИГ: с 3 миллиардов долларов до 1,5 миллиарда» (Le Temps).
Смятение во Франции
Однако одну страну эта информационная волна не затронула. Речь идет о Франции. Быстрый поиск по французской прессе говорит о крайне небольшом числе статей на эту тему и даже наличии материалов, которые пытаются пустить встречный пал.
Le Figaro в свою очередь выпустил лишь краткую заметку, в которой приводятся не российские сведения, а опровержения Вашингтона: «Сегодня США категорически опровергли обвинения Москвы». И т.д. и т.п. Потому что Турция ведь невиновна (хотя и сбила российский самолет в нарушение международных законов и правил при том, что тот пробыл на ее территории всего 17 секунд)…
Участие Франции в войне против Сирии прекрасно объясняет смятение наших СМИ. Операционная роль Турции в поддержке сирийского восстания слишком хорошо известна, чтобы хоть сколько-нибудь вразумительным образом отрицать ее сотрудничество с ИГ по нефти. Россия же сейчас пытается перерезать эту пуповину.
Оболванить массы, успокоить элиту
Крупная пресса (в том числе и во Франции) по большей части писала о поддержке Североатлантическим альянсом и его союзниками (Катар, Саудовская Аравия и т.д.) сирийских мятежников в целом и исламистов в частности (именно они играют ведущую роль в вооруженном восстании). Поэтому отмеченные нами французские несоответствия будут лишь временными. Некоторые порадуются этому, отваге журналистов, тому, как пресса даже в нынешнее напряженное время пускает шпильки политической и военной власти или даже ставит ее действия под сомнение. Но тем самым они лишь распишутся в своей наивности.
Аудитория крупной прессы — это высшие социально-профессиональные круги. Им адресовано такое послание: «Нет, Запад не собирается отступать под напором мусульманского мира. Наоборот, это мы атакуем. Мы держим события под контролем. Вам нужно и дальше вкладывать деньги, потому что если мы победим, наши оружейные, строительные и энергетические корпорации получат немалую прибыль. Как видите, ваши капиталовложения в хороших руках». Действительно массовые СМИ, то есть радио и в первую очередь телевидение, рисуют аудитории мир, в котором есть только хорошие и плохие. Оболванить массы (чтобы сделать их послушными) и успокоить элиту — этот стеклянный потолок никак не пробить.