Более года тому назад, когда Евросоюз и Соединенные Штаты ввели экономические санкции против России из-за Украины, реакция президента Владимира Путина напоминала кричалку фанатов английской футбольной команды «Миллуолл»: «Нас никто не любит, а нам наплевать». Он излучал уверенность в том, что найдет других партнеров, с которыми можно будет заниматься бизнесом.
Сегодня у России осталось очень мало друзей, и она не добилась особых успехов в поисках замены европейской торговле и инвестициям, а также кредитным рынкам, на которых господствуют США. Между тем, нет никаких признаков, указывающих на повышение нефтяных цен, которое могло бы стать спасением для России. Путину пора отказываться от своего наплевательского отношения.
Нельзя сказать, что у него вообще нет друзей. Например, он усердно обхаживает Китай. Но российское соглашение с Китаем о строительстве газопровода, о котором с большой помпой объявили в мае 2014 года, не приблизилось к материализации ни на один шаг. Объем российской сделки с Китаем в рамках облигационного свопа (Китай будет выпускать облигации в юанях) оказался гораздо меньше, чем хотелось России. И хотя торговля с Китаем в первой половине 2014 года выросла на 3,4%, этот рост никоим образом не может компенсировать потери от снижения торговли с ЕС и прочими партнерами, не говоря уже о потерях от падения нефтяных цен.
Между тем, агрессивная внешняя политика Путина лишила Россию других потенциальных источников роста. Так, Болгария планировала организовать прокладку по своей территории газопровода «Южный поток», который должен был связать Россию и ЕС по дну Черного моря. Но когда усилилась война на востоке Украины, Болгария заблокировала строительство.
Путина это не остановило, и он решил обратиться к Турции. «Южный поток» должен был стать «Турецким потоком». Русские также начали строить в Турции атомную электростанцию. Но и эти отношения подверглись глубокой заморозке, когда Россия начала бомбить турецких союзников в Сирии, а Турция сбила российский самолет. В результате Газпром остался с огромным запасом труб почти на два миллиарда долларов, которые можно использовать только на дне Черного моря, и понес инвестиционные издержки еще на многие миллиарды. А россияне лишились возможности отдыхать на турецких пляжах.
Нет проблем, заявил российский министр туризма. Нам и на это наплевать, ведь пляжный отдых — это «причуда», без которой россияне вполне могут обойтись.
На самом деле, российская экономика выживает, а популярность Путина по-прежнему высока. Но такая ситуация не может сохраниться надолго, если Россия не помирится со своими торговыми партнерами. Путина они, может, и не любят, но в России нуждаются. И в какой-то момент Путину будет уже не наплевать.