Так называемый кризис беженцев в Европе ни в коем случае не должен был обернуться чрезвычайной ситуацией. Размещение одного миллиона беженцев не должно было стать гигантской проблемой для Европейского Союза — на его территории проживают 500 миллионов граждан, а каждый год сюда приезжают более трёх миллионов иммигрантов. К сожалению, отсутствие скоординированной реакции превратило контролируемую проблему в острый политический кризис, который, как верно предостерегает немецкий канцлер Ангела Меркель, способен разрушить ЕС.
Большинство стран ЕС эгоистично сосредоточились на собственных интересах. Это привело к противоречиям между ними и вызвало панику, увеличив опасности для беженцев. Разумный, всеобъемлющий план действий мог бы успокоить эти страхи. Но вместо этого Европа предпочла искать виноватых, причем новым объектом обвинений стала Греция.
Много кого можно в ней винить. Фонд «Открытое общество» Джорджа Сороса, действующий в Греции в партнёрстве с программой грантов Европейской экономической зоны и Норвегии (EEA Grants и Norway Grants), предсказывал проблемы, к которым может привести отсутствие серьёзной европейской политики предоставления убежища. В 2013 году эти партнёры основали организацию Solidarity Now, которой управляют лучшие представители греческого гражданского общества. Solidarity Now требуется всего лишь 62 млн евро ($67 млн), чтобы позаботиться о 15 000 беженцев из тех 50 000, которых придётся разместить в Греции в следующем году. Однако несмотря на то, что ЕС пообещал потратить 500 млн евро на помощь Греции в борьбе с данным кризисом, некоторые страны ЕС не заплатили свою часть этой суммы.
Кроме оказания помощи Греции, ЕС необходим всеобъемлющий план, позволяющий справиться с наплывом беженцев безопасным и упорядоченным способом. Это означает, что надо работать за пределами европейских границ, поскольку — с точки зрения доноров — намного дешевле и спокойней удерживать беженцев примерно там, где они находятся сейчас.
Во-первых, ЕС должен обязаться принимать, по крайней мере, 500 000 беженцев в год. Одновременно следует убедить остальной мир в необходимости принимать такое же количество беженцев. Публичное обязательство подобного масштаба поможет утихомирить беспорядочный натиск на Европу. Те, кто хочет получить убежище, приобретут ясный статус и обещание безопасности, поэтому они могут склониться к мысли подождать некоторое время в Турции и других прифронтовых государства, вместо того чтобы подвергать себя риску, пересекая опасное Средиземное море.
Во-вторых, необходимо создать формальные шлюзы — сначала в Турции, а затем в Ливане, Иордании, Тунисе и Марокко. Страны, играющие роль шлюзов, могли бы открыть в тесном сотрудничестве с Агентством ООН по делам беженцев и Евросоюзом центры обработки документов для регистрации тех, кто подаёт заявления на предоставление убежища, и рассмотрения этих заявлений. Беженцы, чья заявка одобрена, могут затем получить место в очереди с просьбой временно оставаться в стране-шлюзе, пока одна из стран ЕС не согласится их принять. Безопасный, продуманный процесс проверки беженцев успокоит связанные с безопасностью тревоги, которые обострились после терактов в Париже.
При этом страны-шлюзы могли бы улучшить работу с беженцами, качество временного жилья и стандарты интеграции. В обмен на это им следовало бы предоставить финансовую помощь и другие стимулы, например, упростить въезд в ЕС для граждан этих стран. Более того, ЕС следует создать или расширить такие программы, которые облегчают въезд тем лицам, которые не претендуют на статус беженца.
В-третьих, прифронтовым странам необходимо оказать политическую, финансовую и техническую поддержку. Турция, Ливан и Иордания, на которых легло основное бремя этого кризиса, уже приняли более четырёх миллионов сирийских беженцев. Турция заявляет, что потратила $7,8 млрд на заботу о более чем двух миллионах беженцев; и пока она получила всего лишь $415 млн от других стран (хотя ЕС пообещал ещё 3 млрд евро).
Стоимость полноценной поддержки беженцев в прифронтовых государствах оценивается, по меньшей мере, в 20 млрд евро ежегодно. ЕС должен обязаться предоставить, по крайней мере, половину этой суммы; а остальное должны предоставить другие члены международного сообщества. Следует также создать специальные экономические зоны с режимом наибольшего благоприятствования в торговле с ЕС и США, что позволит привлечь инвестиции, создать экономические возможности и рабочие места для беженцев, а также местного населения. Подобные зоны надо создавать как в прифронтовых, так и в транзитных странах.
В-четвёртых, ЕС нужна по-настоящему единая система по охране границ и по делам беженцев. Лоскутное полотно из 28 различных систем управления делами беженцев — это дорого и неэффективно, это приводит к очень неравноценным результатам в том, как беженцы принимаются страной, как определяется их статус, как проходит их интеграция. ЕС следует учредить единую Европейскую пограничную службу и единое Агентство по делам беженцев и миграции.
В-пятых, данный план ЕС должен сопровождаться глобальной, скоординированной ООН реакцией на возникший кризис. Это поможет распределить ответственность за решение кризиса с беженцами между большим числом государств, одновременно помогая установить глобальные стандарты решения проблем вынужденной миграции.
Наконец, для финансирования данного плана ЕС мог бы использовать свой высокий кредитный рейтинг ААА для выпуска долгосрочных облигаций. Бремя обслуживания этих облигаций следовало бы распределить между странами ЕС обратно пропорционально числу беженцев, которых они приняли. Те страны, которые способны успешно интегрировать беженцев, получили бы экономическое преимущество; немецкая экономика уже растёт намного быстрее благодаря готовности страны принимать сирийских беженцев.
Нынешний исход из Сирии и других истерзанных войной стран назревал давно, его легко было предсказать, с ним можно было справиться. Воспользовавшись отсутствием скоординированной реакции, националисты разжигают страхи и проповедуют идеи, которые идут вразрез с ценностями, на которых был построен ЕС. Если их идеи будут воплощены в жизнь, европейские законы окажутся нарушены, а ЕС будет грозить распад и разрушение. По этой причине Евросоюзу следует немедленно поддержать всеобъемлющую стратегию, направленную на прекращение паники и ненужных человеческих страданий.
Эмма Бонино — бывший министр иностранных дел и министр международной торговли Италии, а также член Комиссии ЕС. Она является одним из основателей Европейского совета по международным отношениям.