Глава Европейского совета Дональд Туск (Donald Tusk), который является выпускником исторического факультета, по всей видимости, был не слишком прилежным студентом. Создается впечатление, что он пропустил очень важный урок французского политического мыслителя Алексиса де Токвиля (Alexis de Tocqueville): «История — это картинная галерея, где мало оригиналов и много копий».
В конце ноября бывший премьер-министр Польши написал на своей официальной страничке в Twitter, что саммит Евросоюза и Турции, назначенный на 29 ноября, был призван «оживить наши отношения и остановить поток мигрантов». Это решение было принято в результате самого серьезного миграционного кризиса со времен Второй мировой войны.
В соответствии с соглашением, содержащим в себе план действий по поддержке Турции в том, чтобы она могла помочь Европе справиться с миграционным кризисом, европейские лидеры предложили Турции очень щедрый пакет, включающий в себя 3 миллиарда евро финансовой помощи, которая будет предоставлена в течение двух лет, смягчение визовых ограничений и ускорение процесса вступления в Евросоюз. Многие назвали такое предложение «нечестной сделкой», поскольку консенсус между членами Евросоюза в вопросе финансирования этого договора так и не был достигнут.
Несмотря на то, что самый большой вклад сделает Германия, канцлер Ангела Меркель, чья готовность принять почти миллион беженцев привела к росту огромного внутриполитического давления на нее, посетила президента Реджепа Тайипа Эрдогана (Recep Tayyip Erdoğan) накануне выборов в Турции и заставила других членов Евросоюза окончательно оформить это соглашение.
Однако такие страны Центральной и Восточной Европы, как Венгрия, Словакия, Чешская Республика и Польша, выступили решительно против этой идеи, объяснив это своим нежеланием делать слишком большие ставки на участие в делах Евросоюза государства, не входящего в его состав. Как сказал премьер-министр Венгрии Виктор Обран (Viktor Orban) во время ноябрьского саммита, посвященного проблеме миграции, «мы не хотим садиться за стол переговоров с Турцией, потому что в этом случае они решат, что они являются нашим последним шансом на спасение».
У него есть серьезные сомнения по поводу надежности Турции, стремящейся вступить в этот альянс, тогда как наши западные соседи, по всей видимости, готовы отложить в сторону наши европейские ценности в попытке решить проблему мигрантов, следуя известному высказыванию Вольтера: «Там, где речь идет о деньгах, все одной веры». Удивительно, насколько лицемерными мы можем быть, пережив теракты и испытав острую необходимость защитить наш образ жизни, чтобы закрыть глаза на нарушения прав человека в Турции и согласиться на требования Анкары предоставить ей деньги, зная, что «желание Турции вступить в Евросоюз продиктовано в основном экономическими причинами, а не желанием улучшить качество демократии и ситуацию с защитой прав человека в стране», как написал аналитик Chatham House Фади Хакура (Fadi Hakura).
Более того, в свете докладов о поставках турецкого оружия джихадистам в Сирии, опубликованных незаконно арестованными журналистами, и недавнего акта агрессии по отношению к Москве, которая пытается бороться с Исламским государством после парижских терактов, ситуация выглядит так, будто мы переживаем повторение сценария 1855 года.
Тем не менее, по словам Дональда Туска, «у нас нет другого выхода», кроме как заключить договор со страной, чьи исторические и культурные корни не имеют никакого отношения к Европе.
Адриэль Касонта — член редколлегии журнала Central European Journal of International and Security Studies и председатель Комитета по международным делам в старейшем консервативном аналитическом центре Соединенного Королевства Bow Group.