Президент Литвы Даля Грибаускайте отмечает, что уходящий год был непростым, но для Литвы в общем и целом удачным. По ее словам, Литва была заметна и слышна на международной арене и государство развивается стабильно. Об этом она рассказала в интервью главному редактору RusRadio.lt Эрнесту Aлесину.
— Что удалось в 2015 году?
— 2015 год не был простым и в связи с внешними угрозами и с тем, что происходит в Европе — последствия экономического кризиса. Не все страны встали на ноги. Мы видим, что экономика России оказалась под ударом, что так или иначе сказывается и на нашей экономике. В Белоруссии еще не легко. А для Литвы, наоборот, 2015 год был достаточно успешным. Мы начали использовать терминал сжиженного газа, мы ввели евро, что в средне и долгосрочной перспективе несет много пользы и для государства и для бизнеса. А вообще я рада оценке Всемирного банка по возможностям для открытия в Литве бизнеса, особенно инновационного бизнеса, так называемых стартапов — мы восьмые в мире. Это огромное достижение Литвы, что нас так оценивают, что у нас созданы условия, по привлечению инвестиций мы также лидируем в Европе. Конечно, эта польза не сразу появляется в карманах людей, но это показывает и доверие государству, что инвесторы приходят и мы рано или поздно ощутим пользу от этого.
— Литва была заметна на международной арене. И хотелось бы спросить о безопасности, люди чувствуют себя небезопасно, потому что под носом учения, мобилизация, проверки систем. Когда мы, жители Литвы, будем себя чувствовать себя в безопасности в своей стране и как нам себя вести, чтобы так себя чувствовать?
— Я думаю, что все зависит от нас самих. Если те, кто не всегда, мягко говоря, доброжелательны, будут знать, что мы уверены в себе, инвестируем в свою безопасность — военную, энергетическую, социальную, что мы инвестируем в наше единство, нас никто не сможет победить. (Инвестировать — прим. ред.) В человека, мотивацию людей и государств и уверенность в себе. Но, конечно, для того, чтобы эти вещи были и имели объективное основание, мы уже второй год в стране интенсивно инвестируем в нашу оборону, увеличивается военный бюджет, который не мог увеличиваться в годы кризиса. Литва возобновила призыв в армию. Хочу порадоваться, что все призывники, 3000 в этом году, добровольцы. Это свидетельствует и о гражданственности, и о сознательности молодежи: никто не боялся, сами пришли, и я очень надеюсь, что так мы сформируем очень мотивированную, смешанную армию в будущем, которая будет держаться не только на профессионалах, но и на добровольцах и призывниках. Во всех окружающих небольших государствах схожая структура, где смешанная армия. Так дешевле и эффективнее, потому что создается и хорошо серьезно подготовленный резерв.
Я думаю, что это достижение. Политики сначала опасались, что будет негативная реакция, что молодежь разбредется и неясно, что произойдет. На самом деле все произошло наоборот. (…) Литва во внешней политике была заметна и слышна. Я бы даже сказала, что была слышна больше, чем можно было надеяться в соответствии со своим весом и размером на международном пространстве. Нам повезло, что мы были в последние два года в Совете безопасности ООН и смогли помочь решать такие серьезные вопросы как безопасность Украины, инцидентов с сбитыми самолетами, борьбы с терроризмом. Литва была активна, заметна и это на самом деле дало нам много возможностей для влияния на эти процессы. В Совете глав ЕС также по инициативе Литвы были приняты решения по борьбе с пропагандой в масштабе всей Европы, также решались вопросы энергетической безопасности. Принята новая стратегия безопасности Европы. Особенно мы имеем в виду ответ на возможные гибридные войны. Литва на самом деле как на уровне ООН, так и Европы была слышна, видна, и я рада, что уважаема.
— Видите ли вы угрозу в гражданах Литвы нелитовской национальности?
— Исторически Литва всегда была многонациональной. В различные периоды истории более или менее смешанная. И сейчас особенно сила современного государства в имеющемся геополитическом окружении в том, что все народы, которые живут в той или иной стране, должны жить вместе и гордиться, что они граждане этой страны. У меня есть личный опыт. Перед тем, как предоставить человеку гражданство, я приглашаю его поговорить лично. И чаще всего за гражданством обращаются представители других народов, очень разных народов.
Есть такие, кто учится, из других государств, южных, даже арабских и т. д. Мы видим даже людей из Вьетнама, которые прекрасно говорят на литовском, закончили наши университеты, какой-нибудь хирург, соглашается ехать в Висагинас, и мы видим, что эти люди гордятся и благодарны Литве за то, что стали ее гражданами. И это богатство. Люди, которые любят Литву, неважно какой они национальности, это огромное богатство государства. Поэтому все народы важны для Литвы. Я бы сказала, что если есть какие-то конфликты, элементы недоверия, большей частью сейчас, наверное, на них оказывают влияние извне. Понятно, что есть пропаганда и давление информационных войн из соседних государств. В последние два года на нас точно оказывается большое давление, но как уже говорили о терроризме, цель терроризма — запугать и расколоть. Цель пропаганды, по крайне мере, расколоть.
Именно поэтому мы должны быть еще более едиными, поскольку Литва для всех нас — это наша родина: будь то русский, поляк или 20-летняя девушка-вьетнамка, которая обратилась ко мне за гражданством. Ее родители приехали 20 лет назад, и она практически тут родилась, окончила литовский университет, говорит на прекрасном литовском языке, любит Литву и хочет здесь работать. Так можем ли мы такого человека считать каким-то другим, менее хорошим? Наоборот, все, кто любит Литву, кому дорога Литва, очень важные для нас люди, люди важные для нашего государства. Я думаю, что каждый народ, каждый человек приносит в Литву все, что у него есть лучшего. И исторически, и сейчас Литва будет более крепким, красивым, мощным государством, если сможет принять каждого человека, как своего ребенка, гражданина, жителя, даже не обязательно имеющего гражданство.
Поэтому для нас всех очень важно, чтобы внешние, третьи силы нас не раскалывали, нас не обманывали и не пытались навязать свои интересы. И я думаю, что обязанность всех нас бороться с этим, этому сопротивляться, наша обязанность любить и уважать каждого человека Литвы, каким бы он ни был, какой бы национальности он не был, как бы он не выглядел, какой бы галстук не носил. (…) Нельзя делить жителей государства по национальности, мы все — люди Литвы. Поэтому все внешнее давление, пропаганда и истерия, которые иногда применяются (как внутри, в определенных политических группах и сейчас перед выборами), это, по крайней мере, некорректное поведение, которое раскалывает и разжигает национальную вражду и это неприемлемо. Наша конституция это запрещает. Интервью приводится в сокращении
(Интервью приводится в сокращении).