Правые и центристы победили во втором туре региональных выборов, придя первыми в семи регионах из тринадцати: Иль-де-Франс, Земли Луары, Овернь-Рона-Альпы, Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия, Нор-Па-де-Кале-Пикарди, Прованс-Альпы-Лазурный берег и Нормандия. «Мы рассматриваем это как положительный сигнал», — прокомментировал вечером Брис Ортефё (Brice Hortefeux). Как бы то ни было, это не отменяет масштабов разочарования «Республиканцев». Партия Николя Саркози была потрясена неожиданным сопротивлением со стороны левых, пусть победа Валери Пекресс (Valérie Pécresse) в Иль-де-Франс все же смягчила горькую пилюлю.
Теперь пришло время для сведения счетов? Натали Косцюшко-Моризе (Nathalie Kosciusko-Morizet) считает, что да. После неоднократных предупреждений со стороны Николя Саркози о том, что «вице-президент партии не может систематически занимать отличную от ее линии позицию», она решилась на открытый конфликт, заявив в эфире TF1, что «если бы левые заняли линию “ни — ни” бывшего главы государства» («ни слияния, ни отступления»), правые бы проиграли. Ксавье Бертран (Xavier Bertrand) и Кристиан Эстрози (Christian Estrosi), которых это напрямую касается (они победили в двух регионах, где Соцпартии сняла своих кандидатов), проглотили былую враждебность по отношению к «республиканскому фронту» и поблагодарили избирателей-социалистов.
Это трио оказалось не единственным, кто сразу же попытался вынести стратегические выводы из региональных выборов. «Нам нужно отвоевать избирателей правыми ценностями, которые должны стать ответом на социальный кризис, а также предложить достойную альтернативу в 2017 году», — считает Эрик Сиотти (Éric Ciotti), говоря о победе правых и центристов. «Мне хотелось бы выразить доверие Николя Саркози, который как глава нашей партии провел смелую кампанию на основе четкой линии, категорически не принимая любое смешение», — добавляет он.
Победитель выборов в регионе Овернь-Рона-Альпы Лоран Вокье (Laurent Wauquiez) тоже совершенно не согласен с вице-президентом «Республиканцев» (она его извечная соперница): «Нашим избирателям надоела ложная скромность, правые должны вновь обрести прочные опоры». Свой регион он хочет сделать «примером для Франции, которая возвращает свои ориентиры». Что это? Заявка на участие в праймериз?
Уже известные кандидаты в свою очередь не стали делать четких заявлений. Ален Жюппе (Alain Juppé) приветствовал решение избирателей Соцпартии: «Спасибо тем, кто не разделяют наших идей, но решили действовать, чтобы предотвратить худший вариант. Мы вам обязаны». По его словам, повышение явки на 10% свидетельствует о «здоровой демократии». В то же время он призвал «Республиканцев» воздержаться от споров о стратегии: «Не стоит устраивать пустых разглагольствований о том, какой должна или не должна была быть наша позиция». Он убежден, что приоритетом для правых «должна быть подготовка правильных ответов на истинные ожидания французов», и заявляет о готовности «резко сменить курс».
Показатели Национального фронта в первом туре говорят, что от президентских выборов 2017 года можно ожидать всего. Этот факт подчеркнули все правые деятели, в том числе и Николя Саркози.
Праймериз летом 2016 года?
Иначе говоря, кампания перед праймериз набирает обороты, но могут ли правые позволить себе роскошь внутренней борьбы до ноября 2016 года? Многие их видные деятели считают, что это стало бы самоубийством, и предлагают провести праймериз до лета, не позднее июня следующего года (а не в ноябре, как это было запланировано изначально). В то же время Франсуа Фийон и Брюно Ле Мер (Bruno Le Maire) против: их рейтинги сейчас невысоки, и им нужно время, чтобы попытаться это изменить.
В то же время оспаривающие лидерское кресло Николя Саркози и Ален Жюппе скорее положительно восприняли бы перспективу досрочного матча, хотя никто из них и не возьмет на себя инициативу это предложить. «Праймериз состоятся, и я буду в них участвовать», — лаконично ответил Саркози в пятничном интервью le Figaro. Он оставил вопрос сроков и условий на усмотрение контрольного ведомства, но предложил решить вопрос о «линии» уже в феврале. Глава штаба Алена Жюппе Жиль Буайе (Gilles Boyer) в теории не против ускорения графика «при условии, что это не отразится на качестве праймериз»: «Можно ли провести их удовлетворительным образом за шесть месяцев вместо десяти? Сложно сказать».
По словам президента оргкомитета праймериз Тьерри Солера (Thierry Solère), «вопрос носит не технический, а политический характер». В воскресенье он отметил, что «распорядок и условия голосования» в их нынешнем виде являются «плодом консенсуса». «Все верят, что я смогу наилучшим образом все организовать, — объясняет он. — Если будет достигнут консенсус о переносе даты, я примусь за работу и скажу, можно ли провести все удовлетворительным образом за шесть месяцев вместо десяти».