Инциденты с русским бизнесом
В одном из бизнес-центров города Вакканай на втором этаже располагался клуб для игры в маджонг. Директор этого клуба до сих пор не может забыть события, произошедшие в июне 2005 года.
За одним из столиков сидел мужчина, который занимался валютообменными операциями с партнерами из России. Его сотовый телефон звонил несколько раз, он что-то отвечал на русском языке, однако в конце концов был вынужден уйти из клуба. Тогда директор клуба видел этого мужчину в последний раз.
Через некоторое время труп мужчины обнаружили в машине, припаркованной неподалеку от порта Вакканай. Это убийство, связанное с валютообменным бизнесом, потрясло японцев.
В Вакканай из Сахалина и других регионов заходит много грузовых кораблей с крабами и другими морепродуктами. Тут всегда было много россиян. Начал быстро развиваться валютообменный бизнес. На набережной появились автомобили со значком доллара. Эти машины перевозили чемоданы, набитые валютой. Россияне, возвращавшиеся домой, меняли йены на доллары. В России поменять йены было сложно, поэтому услуга стала очень популярной.
В Вакканае валютообменным бизнесом занимались двое бизнесменов, включая убитого. Поскольку они переносили с собой крупные суммы денег, дело было довольно рискованным. «Однажды тот мужчина предложил мне работать с ним вместе. Возможно, тогда убили бы меня», — вспоминает директор клуба.
Грабежи и контрабанда
СССР распался в декабре 1991 года. После этого новая Россия ввела свободную экономику. Многие россияне стали приезжать в Вакканай и Отару в поисках шансов для своего бизнеса. Тем не менее переговоры по «северным территориям» не продвигались, поэтому экономические отношения должным образом не развивались. В связи с этим участились преступления, в которых была замешана русская мафия, которая сотрудничала с японскими бандитскими группировками. В период с 1999 по 2004 годы в Приморский край и на Сахалин было отправлено большое количество украденных дорогих внедорожников. Центром контрабанды был порт Отару. Каждый вечер японцы привозили туда машины, а русские моряки грузили их кранами на суда.
«Они меняли номера, перебивали идентификационные коды. Действовали крайне изобретательно», — отмечает г-н Кикути. Капитан российского корабля, арестованный в октябре 2001 года по подозрению в нарушении таможенного законодательства, утверждал, что не знал, что машины краденые.
Увеличение количества арестов
В последние годы Россия усилила контроль над контрабандой. В результате число российских судов, которые заходят в порты Хоккайдо, резко снизилось. Полиция завела несколько крупных дел, благодаря чему стало заметно меньше угонов.
В то же время, по информации полиции, количество арестов иностранцев выросло с 67 в 2013 году до 106 в 2014 году. При этом на первом месте оказались россияне, совершившие 38 преступлений. Например, в 2014 году двух россиян арестовали по подозрению в незаконной торговле 27 килограммами стимуляторов в порту Отару. 10 декабря суд города Саппоро приговорил этих россиян к заключению на 12 лет.
«И сейчас между Россией и Японией не существует крепкого экономического сотрудничества. В этих условиях бизнесу, который пользуется лазейками, легко зарабатывать деньги. Скорее всего, российские и японские преступники продолжат действовать сообща», — опасается адвокат Кэнсё Накамура Kensho Nakamura, который взаимодействует с коллегией адвокатов Сахалинской области.
Убийство, связанное с валютообменными операциями: вечером 14 июля 2005 года в автомобиле, припаркованном на одном из пустырей города Вакканай, был обнаружен труп мужчины. Мужчина занимался валютообменными операциями с российскими партнерами. Предполагается, что ему выстрелили в голову из пистолета. Россиянин, совершивший преступление, вернулся в Россию на корабле. Чемодан с крупной суммой денег так и не нашли.