Ветер свободы веет теперь над венесуэльской землей, опустошенной 17 годами государственного вмешательства во все сферы жизни, пренебрежения интересами человеческой личности, политических преследований, демагогии и коррупции, которые довели до разрухи и хаоса одну из самых потенциально богатых стран мира.
Оппозиция получила 112 депутатских мандатов, или две трети мест в Национальной ассамблее, что теоретически позволяет ей демонтировать всю политическую и экономическую машину чавизма, принять закон об амнистии для политзаключенных и даже созвать референдум о выражении недоверия к главе государства. Но весьма вероятно, что, как предложил Энрике Каприлес (Henrique Capriles), наиболее умеренный из лидеров оппозиции, последняя будет действовать осторожно, понимая, что первоочередной проблемой венесуэльского народа является обеспечение продовольствием, преодоление дефицита и дороговизны в стране с самой высокой инфляцией мире и вторым (после Гондураса) местом по уровню преступности в Латинской Америке.
Хотя, как это всегда происходит с союзами демократических сил, среди оппозиции возникают разные тенденции. И самое плохое, что может сейчас произойти в Венесуэле, это внутренние распри в MUD. Раздробленная оппозиция станет самым настоящим подарком судьбы для нынешнего режима, внутри которого начинают наблюдаться разброд и шатания после страшного поражения на выборах.
Существуют самые разные теории, объясняющие причины, по которым правительство Мадуро согласилось со столь разгромными результатами выборов, означающими конец «социализма XXI века». Разумеется, оно сделало это не в силу демократических убеждений. С самого начала и, в особенности, с приходом к власти наследника Уго Чавеса, сдвиг в сторону авторитаризма — цензура печати, тюремное преследование оппозиционеров, захват и закрытие телеканалов, радиостанций, газет и журналов, исчезновения и пытки тех, кто критикует проводимую политику — стали неотъемлемой частью правящего режима.
У меня складывается ощущение, что у последователей Чавеса все было готово для фальсификации результатов, но это стало неосуществимым в силу подавляющего большинства голосов, отданных за представителей оппозиции (около восьми миллионов против пяти), и действиями армии, воспрепятствовавшей воплощению этого плана в жизнь. Раздражение Диосдадо Кабельо (Diosdado Cabello), бывшего председателя Национальной ассамблеи и второго лица правящего режима (международные правоохранительные инстанции обвиняют его в связях с наркоторговлей) в отношении министра обороны, генерала Владимира Падрино Лопеса (Vladimir Padrino López), которого он хочет сместить с занимаемой должности, весьма показательно. Как и показательно то, что генерал Падрино Лопес отказался закрывать глаза на подтасовку результатов выборов, что могло бы вылиться в страшную бойню отчаявшихся мирных жителей, поскольку с помощью винтовок у них попытались бы отнять то, чего они добились на избирательных участках.
Позиция венесуэльских Вооруженных Сил сыграет решающую роль в ближайшие дни. Если они будут соблюдать тот же нейтралитет, которого они придерживались во время предвыборной кампании, и не дадут использовать себя в качестве ударной силы режима для роспуска Национальной ассамблеи или блокирования ее работы, демонтаж чавизма может произойти постепенно и мирным путем. Более того, при международной поддержке он сможет ускорить экономическое восстановление Венесуэлы. В противном случае, призрак гражданской войны и кровавых репрессий против народа, только что заявившего о своем неприятии правящего режима, вполне может обрести реальные очертания.
Следует отдать должное народу Венесуэлы за его замечательный подвиг. За все эти годы, даже когда казалось, что большинство населения пошло на поводу у антиисторических иллюзий, порожденных чавизмом и тянувших страну в прошлое, находились смелые и блистательные умы, которые могли противостоять лозунгам и угрозам режима. Этот режим пытался возродить систему, которая повсюду — в России, Китае, Вьетнаме, да и на той же Кубе- показала свою несостоятельность и демонстративно или скрыто разворачивалась от повсеместного государственного контроля и социализма к капитализму, хотя и государственному, со своей политической диктатурой. Многие из них стали жертвами преследований, в результате которых лишились своего имущества, предприятий, рабочих мест и оказались в нищете, тюрьме или были вынуждены покинуть страну.
Однако, следует признать, что всегда была активная оппозиция чавизму, которая все эти годы не давала умереть демократической альтернативе, в то время как страна погружалась в анархию системы государственного управления, бедности и коррупции, а уровень жизни катастрофически падал, что в первую очередь сказывалось на самых незащищенных и беднейших слоях населения. У миллионов венесуэльцев, обманутых миражами коммунистического рая, в прошлое воскресенье открылись глаза на всю эту ложь. Они принесли победу MUD, то есть, культуре свободы, совместного сосуществования и законности.
Впереди много трудностей, но самое плохое, бесспорно, осталось позади. Сейчас важно осознать, что раненый зверь опаснее здорового и агонизирующий режим может причинить немало вреда многострадальной Венесуэле. Разумеется, в первую очередь необходимо выпустить на свободу Леопольдо Лопеса (Leopoldo López), Антонио Ледесму (Antonio Ledezma) и десятки других политзаключенных с тем, чтобы они плечом к плечу со своими соотечественниками взялись за решение задачи демократизации и восстановления экономики Венесуэлы, столь богатой природными и человеческими ресурсами. Необходимо, чтобы международная помощь была направлена на выполнение этой титанической задачи, заключающейся в том, чтобы вернуть стране то финансовое и юридическое доверие, эффективность государственных институтов, которые она утратила за годы безумного эксперимента. К счастью, Венесуэла богата природными ресурсами, а также высокопрофессиональными специалистами и управленцами. Многие из них были вынуждены покинуть страну в годы авторитаризма. Но несомненно, что многие из них захотят вернуться и внести свой вклад в избавление страны от чудовищного кошмара, длившегося 17 лет.
Хотелось бы особо отметить роль женщин в победе, одержанной в воскресенье 6 декабря. Прежде всего, Лилиан Тинтори (Lilian Tintori), супруги Леопольдо Лопеса, который в силу обстоятельств оказался в первых рядах участников политической схватки. Нельзя не упомянуть и Марию Корину Мачадо (María Corina Machado), незаконно лишенную депутатского кресла, но не утратившую чувство гражданского долга и желания продолжать начатое дело. Для них и других бесстрашных венесуэльских женщин, результаты выборов 6 декабря стали лучшей наградой.