Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Что Украина может предложить НАТО?

Аналитическая записка о привлекательности Киева для Альянса.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Кем является Украина? Наше государство – получатель или вкладчик региональной безопасности? Этот вопрос – непростой. В последнее время в адрес Киева звучат замечания, что мы превращаемся в носителя угроз, не способного сделать надлежащий вклад в безопасность на евроатлантическом пространстве. Несмотря на то, что Украина за последние полтора года показала, что не только способна защитить себя, но и готова поделиться этими знаниями со своими партнерами.

Институт мировой политики (ИМП) при поддержке НАТО организует Форум «День евроатлантического партнерства: Сотрудничество Украины с НАТО v2.0». Цель мероприятия амбициозна: выяснить, что Украина может предложить Альянсу. Ведь сотрудничество будет крепким, только если обе стороны в нем заинтересованы.

Институт мировой политики подготовил позиционный документ о ценности Украины для Альянса, открытый для дискуссии. А поскольку во вторник в Киеве будут представители и штаб-квартиры НАТО, и украинского МИД, и Минобороны, эта дискуссия начнется уже во время мероприятия. На страницах «Европейской правды» вы можете ознакомиться с предложениями ИМП, чтобы добавить свой вклад к позиции страны – либо во время форума, либо вне его.

* * *

Кем является Украина? Наше государство – реципиент (получатель) или контрибутор (вкладчик) региональной безопасности? Этот вопрос – непростой. В последнее время в адрес Киева звучат замечания, что мы превращаемся в носителя угроз, не способного сделать надлежащий вклад в безопасность на евроатлантическом пространстве. Несмотря на то, что Украина за последние полтора года показала, что не только способна защитить себя, но и готова поделиться этими знаниями со своими стратегическими партнерами.

Главная задача данной аналитической записки – начать дискуссию о качественно новой добавленную стоимость Украины для Евроатлантики, которая может дополнить уже известные преимущества. (А в перечне этих преимуществ обычно называют уникальное геостратегическое расположение, высокие расходы на оборону и экономический потенциал.)

С момента основания двустороннего сотрудничества в начале 1990-х Украина зарекомендовала себя как надежный партнер, доказавший свою преданность ценностям и стандартам НАТО благодаря участию в совместных военных операциях, антитеррористических миссиях и реформированию сектора безопасности. Мы продемонстрировали приверженность принципам трансатлантической безопасности, приняв участие в широком диапазоне операций под эгидой НАТО.

Так, украинские военные приобщились к миротворческой миссии в Косово (KFOR), миссии ISAF в Афганистане, тренировочной миссии в Ираке. Украина предоставила корабли для борьбы с пиратством во время операции «Океанский щит» у берегов Сомали для борьбы с терроризмом в рамках операции «Активные усилия» в Средиземном море. Она стала первой страной вне Альянса, предоставившей свои войска для Сил реагирования НАТО (NRF).

Украина оказывала уникальные услуги в сфере воздушных перевозок, а также принимала активное участие в совместных учениях по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Но сейчас появились дополнительные аргументы. Два года конфликта на востоке Украины не только сплотили общественность и правительство в отношении поддержки более глубокой интеграции в структуры НАТО, но и превратили Украину в гораздо более сильного партнера с уникальным опытом гибридной войны, который мог бы иметь решающее значение для улучшения обороноспособности Альянса.

Добавленная стоимость Украины для евроатлантической безопасности, в частности, заключается в следующем:

Опыт участия в гибридной войне

Хотя термин «гибридная война» до сих пор вызывает дискуссию, несомненным является то, что агрессия России против Украины имеет элементы традиционной, асимметричной, информационной и кибер-войны. Два года проб и ошибок в борьбе с сепаратистскими образованиями, вторжением российских войск, не имевших опознавательных знаков, пропагандой и кибер-атаками дали Украине уникальный опыт, который может быть использован в разработке стратегий для защиты потенциальных объектов как внутри Альянса, так и в регионе в целом. Открытие в Украине Центра изучения гибридной войны позволило бы тщательнее исследовать нынешний конфликт и разрабатывать стратегии предупреждения аналогичных ситуаций.

Контрпропаганда

Значительная часть успеха российского продвижения в Крыму и Восточной Украине принадлежит информационным технологиям, направленным на формирование поддержки среди местного населения накануне и во время конфликта. Откровенная дезинформационная кампания, льющаяся из внутренних и международных СМИ Российской Федерации, приводит к вербовке сторонников не только в конфликтных районах, но и среди граждан западных стран. Другим аспектом успеха России в информационной войне можно считать недостатки культурной и языковой политики украинского правительства в отношении своих граждан, которые сейчас живут на оккупированных территориях. Однако имеющийся опыт реагирования украинских СМИ, гражданского общества и в меньшей степени правительства на российскую машину пропаганды поможет обеспечить готовность структур НАТО, таких как Центр стратегических коммуникаций (который уже действует в Риге), к аналогичным случаям информационной войны.

Быстрая военная модернизация и влияние общества

Украина за короткое время реформировала свои устаревшие вооруженные силы в мобильные и лучше оснащенные военные соединения, которые лучше, чем до сих пор, способны отвечать на новые угрозы. Процессу модернизации в немалой степени способствовало активное участие общественных активистов. Финансовая помощь от диаспоры и пожертвования от украинцев внутри страны, взаимодействие между бизнесом и обществом в сфере поддержки вооруженных сил, стойкость украинской армии и волонтеров могут служить примером быстрого реагирования на кризис. Этот опыт может быть полезным для членов Альянса, граничащих с Россией.

Возможности разведки на восточной границе и в Черноморском регионе

Геополитическое положение и особые отношения с соседями позволяют Украине лучше понимать динамику безопасности в регионе Черного моря.В то время как взаимодействие в сфере гражданского контроля над сектором разведки между НАТО и Украиной началась еще в 2006 году, нынешний конфликт дает импульс для перехода на новый уровень сотрудничества.

Энергетическая безопасность

Украина остается стратегическим партнером Альянса в сфере энергетической безопасности Европы. Хотя цены на нефть и газ уменьшаются, а Европа взяла курс на возобновляемые источники энергии, природные ресурсы, как и раньше, будут играть важную роль в кратко— и среднесрочной перспективе.
В свете неопределенности с альтернативными маршрутами доставки энергоносителей из России стабильная и надежная газотранспортная система Украины должна быть неотъемлемой составляющей европейской архитектуры энергетической безопасности.

Мы не претендуем на исчерпывающий перечень преимуществ Украины при принятии решения о нашей дальнейшей интеграции в НАТО и открыты к предложениям – как от европейских партнеров, так и от украинских аналитических центров.