Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая игра, старые правила

© REUTERS / Jacky NaegelenАкция протестов благотворительной организации Oxfam во время климатической конференции COP21 в Ле-Бурже
Акция протестов благотворительной организации Oxfam во время климатической конференции COP21 в Ле-Бурже
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мир уже стал многополярным и не похож на тот, каким он был 15 лет тому назад. Несмотря на ряд острых нерешенных проблем, осуществляется взаимодействие по двум важнейшим вопросам: нераспространение ядерного оружия и изменение климата.Соперничество между великими державами представляет собой непреложный факт.

США соперничают с Россией, проводящей более активную внешнюю политику, и с бурно развивающимся Китаем. Все это наглядно проявляется на Ближнем Востоке, в Южно-Китайском море и на Украине.

Перечитывая книгу Строуба Тэлботта (Strobe Talbott) «Великий эксперимент» (The Great Experiment), я натолкнулся на цитату, которая навела меня на мысль о том, что семена некоторых стремительных изменений, переживаемых нами сегодня, были посеяны уже давно. В книге приводится разговор, состоявшийся в декабре 2000 года между заканчивавшим свой президентский срок Биллом Клинтоном и избранным президентом Джорджем Бушем. Клинтон сказал тогда Бушу, что, судя по его предвыборной кампании, вопросами в сфере безопасности, которые вызывают его наибольшее беспокойство, являются отношения с режимом Саддама Хусейна и развертывание крупномасштабной ПРО. Буш ответил ему: «Совершенно верно». Проведение этой важной политики было прервано трагическими событиями 11 сентября, на которых США сосредоточили все свои усилия. Возникла антитеррористическая солидарность, сотрудничество в борьбе с общей угрозой, временно отодвинувшее на второй план потенциальные трения.


Это период, когда мы все ощущали себя американцами и, как утверждал Буш, Путин казался ему «весьма простым и заслуживающим доверия», стал исчерпывать себя, когда США заявили о своем выходе из Договора по ПРО и начали развертывать противоракетный щит, чтобы обезопасить себя от Ирана. Это решение не прошло незамеченным для Москвы.

США, похоже, не понимали, что мы вступаем в эпоху многополярного мира, в котором будет очень сложно без ущерба навязывать ту политику, суть которой заключалась во фразе президента Буша. В 2007 году Путин выступил с важным докладом на Международной конференции по безопасности в Мюнхене и со всей ясностью заявил о своем неприятии существовавшей на тот момент системы международных отношений. Он привел ряд примеров, в том числе вторжение в Ирак. Но я никогда не забуду о том, какой акцент он сделал на ПРО, рассматривая ее как намерение ослабить Россию и подорвать систему европейской безопасности.

Летом 2008 года произошли три события, со всей очевидность показавшие, что многополярный мир стал реальностью. В августе Китай, принимавший у себя Олимпийские игры, показал миру все свое великолепие. Помню, как все мы наблюдали за появлением нового серьезного игрока на мировой арене. В эти же самые дни Россия осуществила первую акцию в отношении Грузии, дав ясно понять, что понятие сфер влияния продолжает оставаться для нее актуальным. И это привлекло внимание всего мира. Всего лишь месяц спустя, 15 сентября, обанкротился Lehman Brothers, дав начало экономическому кризису, из которого мы до сих пор никак не можем выбраться. Этот кризис повлек за собой последствия не только для мировой экономики, но также и для геополитики.

В то же время Китай, экономика которого к тому времени уже в течение трех десятилетий росла на 10% в год, почти безболезненно наблюдал, как остальной мир переживает последствия финансового кризиса. Утвердившись в качестве великой державы, он, казалось, ставил под сомнение мысль о «мирном подъеме страны», столь часто повторявшуюся во времена Дэн Сяопина. В 2008 году Пекин усилил свое присутствие в Южно-Китайском море, к которому также проявляют немалый интерес США, и начал оказывать давление на соседние страны, заявляя о только ему известных исторических правах. С некоторыми из этих стран у США есть договоренности об обеспечении военной безопасности. В конце 2013 года напряженность усилилась после того, как Китай расширил свою зону ПВО на территории, которые оспаривает Япония. США, которые после Второй мировой войны были тихоокеанской державой, восприняли это как провокационный шаг. Требования суверенитета над этими территориями со стороны Китая можно рассматривать как заявку на установление власти в регионе, которую Пекин рассматривает как зону своего влияния.

Многополярный мир становился реальностью. Нужно было лишь признание этого факта в международных институтах. И это произошло на встрече большой двадцатки в Сеуле в 2010 году. Были предприняты усилия с тем, чтобы в 2014 году обеспечить развивающимся странам такое представительство в МВФ, которое бы более соответствовало весу. Но 2014 год прошел, а этого так и не было сделано вследствие вето, наложенного Конгрессом США. Вскоре после этого Китай создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. В тот момент создалось ощущение, что институты глобальной экономики распадаются, хотя присутствие европейских стран и последующие переговоры в Вашингтоне между Си Цзиньпином и Обамой как будто бы его опровергли.

В феврале 2014 года конфликт на Украине еще более высветил активную позицию Москвы, которая вошла в противоречие с позицией США и Европы, нарушив обязательства, принятые на Совещании по безопасности 1975 года в Хельсинки. После того, как в сентябре этого года Путин решил вмешаться в сирийский конфликт, стала очевидной решающая роль России в достижении мира в этой стране, причем остальные мировые игроки нуждаются в действиях Москвы, чтобы достичь соглашения.
 
Современный мир в первые пятнадцать лет XXI века очень отличается от того, который некоторые представляли себе в конце XX века, после падения Берлинской стены. 15 лет — это много или мало в исторической перспективе с точки зрения интенсивности перемен? Если к соперничеству между великими державами мы добавим новые реалии Ближнего Востока, включая противостояние между суннитами и шиитами, арабскую весну, появление ИГ и неописуемые страдания населения и беженцев, то можно с уверенностью сказать, что интенсивность перемен была чрезвычайно высокой.

Тем не менее, благодаря взаимодействию нам удалось добиться определенных сдвигов в двух жизненно важных вопросах: нераспространении ядерного оружия и борьбе с изменением климата. Договоренность с Ираном по вопросу его ядерной программы и обнадеживающие результаты встречи на высшем уровне по вопросам изменения климата, несомненно, являются весьма положительным моментом. Крайне важно также прийти к соглашениям в области безопасности в интересах более стабильного мира. А сейчас главным приоритетом для нас является установление мира в Сирии. Для этого, в числе прочего, нам нужно добиться успехов на мирных переговорах в Вене.

Хавьер Солана (Javier Solana)-заслуженный член Института Брукингса, директор Центра экономики и глобальной геополитики при Высшей школе администрирования и управления предприятиями (ESADEgeo).