Ветреный вечер, многотысячный политический митинг и множество желающих объяснить мне, почему стране нужны сильный лидер, более агрессивная политика на мировой арене, а также страх и уважение соседей.
Я неоднократно видела такое, когда пять лет работала в России корреспондентом FT, однако на сей раз речь идет не о восторженных поклонниках г-на Путина. Я нахожусь в городе Мейконе, штат Джорджия, и жду выступления Дональда Трампа.
За месяц освещения американской президентской кампании я начинаю приходить к выводу о том, что феномен г-на Трампа проще всего понять, если оценить, насколько круг сторонников республиканского кандидата пересекается с кругом сторонников Путина.
Две недели назад в Мейконе, на стадионе, заполненном ярыми сторонниками г-на Трампа, я побеседовала со студентом-юристом Тэлом Уолшлегером (Tal Wollschlaeger), который — ни с того, ни с сего, ничего не зная о моей работе в России, — заявил мне, что он хочет, чтобы президент США был похож на Владимира Путина.
«Мне очень нравится Путин! — сообщил мне мой молодой собеседник под одобрительные кивки своих друзей. — Он действует так, как должен действовать. Его страна его любит и им довольна. Он делает, что говорит, и выполняет свою работу».
«Нам просто необходимо укрепить свои позиции. Сейчас Британия и Франция не могут обращаться к нам за советом, потому что мы больше не способны делать первый шаг — мы слишком слабы. Нам нужно вернуть себе наше место в мире», — добавил он.
Может показаться, что я случайно наткнулась на фаната г-на Путина в городе, который называют «сердцем Джорджии». Но я не считаю г-на Уолшлегера маргинальным явлением.
В городе Дубьюк, который находится в ключевом с точки зрения праймериз штате Айова, корреспондент Associated Press недавно пообщалась с местным сторонником г-на Трампа Дуэйном Эрнстером (Duane Ernster), также упомянувшим российского лидера. «Возможно, нам нужен воин, а не политик, — сказал он. — Многие сравнивают г-на Трампа с Путиным. Что ж, у Путина немало положительных черт, и он заботится о российском народе».
По данным опроса, проведенного Институтом Гэллапа в прошлом году — в период аннексии Крыма, войны на Украине и введения западных санкций,— г-н Путин занял 10-е место в списке людей, которыми восхищаются американцы, опередив вице-президента Джо Байдена, Далай-ламу и актера Джорджа Клуни.
Американские поклонники г-на Путина видят в нем успешного президента, которому не связывают руки ни Конгресс, ни правило двух сроков. Они также восхищаются тем, что он видит в дипломатии скорее дзюдо, чем шахматы. Для многих из этих людей г-н Трамп — это царь-идеалист, способный вывести Вашингтон из тупика, решить внешнеполитические проблемы и победить экономический спад. Если он при этом будет Трампом Грозным — тем лучше.
В своей кампании г-н Трамп, похоже, берет пример с г-на Путина. И для того, и для другого характерны упор на предполагаемую внешнюю угрозу (только в случае г-на Путина — это США, проникающие в российскую сферу влияния, а в случае г-на Тампа — мусульмане и нелегальные иммигранты), грубоватый язык и господство на национальном телевидении. И г-на Трампа, и г-на Путин считают импульсивными, непредсказуемыми и склонными к парадоксальным ходам. Это делает их обоих трудными противниками.
Их рейтинги растут наперекор логике. Г-н Путин сохраняет свои позиции, несмотря на ухудшающуюся из-за западных санкций, низких цен на нефть и падения рубля экономическую ситуацию. Популярность г-на Трампа нарастает, несмотря на то, что его заявления становятся все более агрессивными и странными.
Судя по всему, г-на Трампа вполне устраивают аналогии с г-ном Путиным, так как он понимает, что они устраивают изрядную часть его электората. Не так давно г-н Трамп заявил, что он — в отличие от Барака Обамы — способен «договориться» с российским президентом. Он также был одним из немногих кандидатов одобривших российскую военную операцию в Сирии. Г-н Трамп часто шутит, что они с г-ном Путиным «собратья», потому что фигурировали (по отдельности) в одном и том же выпуске телепередачи «60 минут».
Интересно, а что думает о г-не Трампе г-н Путин? Пока он молчит.