Прогулка по Арбату, покупка матрешки, кукол на чайник в национальных русских костюмах и изделий из янтаря плюс нарочито позитивный тон официальных заявлений. Визит государственного секретаря США Джона Керри в Москву во вторник, 15 декабря, был обставлен в лучших пропагандистских традициях эпохи перестройки.
Сирийский гамбит
Американский гость сделал максимум возможного, чтобы продемонстрировать, как хорошо налаживаются дела с Россией. Министр иностранных дел Сергей Лавров, а затем президент Владимир Путин, как и подобает выигравшей стороне, вели себя со сдержанной приветливостью.
Сходство с восьмидесятыми довершало наличие «большой идеи», важной как для России, так и для США. Если тогда главным на повестке дня было ядерное разоружение, то сегодня это борьба с «Исламским государством» (организация запрещена в России — прим. ред.).
Судя по заявлениям Лаврова и Керри, а также кратким ремаркам Путина, российскому президенту удалось то, что с самого начала и было целью его сирийского гамбита — заставить Соединенные Штаты говорить с ним на равных, создать такую повестку дня, при которой Украина, и тем более Крым, если и не будут совсем забыты, то отойдут на второй план.
Ни слова о Крыме
Судите сами: Джон Керри рассыпался в похвалах той «позитивной» роли, которую Россия играет и может сыграть в сирийском урегулировании, несмотря на то, что еще пару недель назад в Вашингтоне говорили о том, что политика Кремля направлена на спасение режима Башара Асада, а не на борьбу с ИГ. Госсекретарь упомянул Украину дважды. Один раз он указал на то, что ответственность за выполнение минских соглашений лежит на всех сторонах. Еще недавно он же, Керри, считал, что Киев свои обязательства, в основном, выполнил, и теперь дело за Москвой.
Путин бросает Обаме спасательный круг
Ясно, что Владимир Путин принял Джона Керри только потому, что тот фактически приехал в Москву просителем от имени Барака Обамы. Беспомощный и запутавшийся в собственной риторике американский президент не знает, что делать с сирийской войной, «Исламским государством» и угрозой террора в самих Соединенных Штатах. Незадолго до теракта в Сан-Бернардино он выступил с речью, в которой говорил об отсутствии непосредственных угроз для Америки.
Сегодня тема борьбы с терроризмом и национальной безопасности стала ключевой для избирателей в преддверии президентских выборов в США. Это играет на руку республиканцам, которые уже много лет критикуют Обаму за нерешительность и сдачу американских позиций в мире.
Визит Керри в Москву — отчаянная попытка создать более или менее эффективную коалицию по борьбе с ИГ при участии России и ее союзника Ирана. Ценой согласия Москвы принять в ней участие станет согласие Вашингтона на отмену санкций при сохранении в какой-то форме замороженного конфликта на востоке Украины.
Киев заплатит за визит Керри
С одной стороны, главной проблемой минских соглашений для Кремля остается пункт, согласно которому контроль над украинской границей в Донбассе должен быть передан украинским пограничникам и таможенникам. Это означало бы конец поддерживаемого Москвой сепаратистского проекта на востоке Украины и политическую победу Киева. С другой стороны, в отсутствие структурных реформ и при низкой цене нефти отмена санкций — единственная возможность улучшить пока что неуклонно ухудшающееся экономическое положение России.
Москва — теперь при помощи Вашингтона — будет вести дело к размыванию, переформатированию минских соглашений с тем, чтобы добиться снятия санкций, но при этом не «сдавать» окончательно своих клиентов-сепаратистов из так называемых ДНР и ЛНР. Конкретных договоренностей на сей счет пока нет, но визит Керри сделал их возможными. Теперь это вопрос времени. Владимир Путин в который раз переиграл Барака Обаму. Платить за вновь обретенное взаимопонимание Москвы и Вашингтона придется Киеву.