Постоянные сообщения о террористических угрозах вызывают в Киргизии разговоры об отмене безвизового режима с рядом западных стран. Высокопоставленные чиновники делают очень разнящиеся заявления, что указывает на отсутствие согласия в их рядах по данному вопросу. Некоторые высказывания, при этом, имеют очень прокремлевский характер.
В 2012 году Киргизия разрешила гражданам более 40 экономически развитых стран посещать республику без визы на срок до 60 дней. Данный шаг содействовал большей открытости страны внешнему миру и удостоился похвал в качестве проявления просвещенной политики в регионе, отличающемся жесткими визовыми ограничениями, мешающими развитию туризма.
Теперь же некоторые киргизские чиновники из различных ведомств утверждают, что визовые послабления угрожают безопасности страны. Кроме того, в обсуждения данной темы просочилась геополитика, и кое-кто начал с энтузиазмом призывать ввести ограничения в отношении граждан Турции, нового врага ближайшего союзника Киргизии — России. Следует отметить, что конкретных доказательств наличия угрозы пока очень мало.
Призывы отменить безвизовый режим начали раздаваться после того, как новый глава Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) Абдил Сегизбаев публично подверг сомнению полезность визовых послаблений во время состоявшегося 27 ноября круглого стола на тему борьбы с коррупцией.
Также по его словам, «только за 2014-2015 годы в поле зрения ГКНБ попало более 200 иностранцев, которые подозреваются в причастности к боевым конфликтам в Сирии и Ираке». Дополнительных подробностей на этот счет Сегизбаев не представил.
Премьер-министр Темир Сариев постарался развеять опасения по поводу возможности отмены безвизового режима. «Между Киргизией и рядом стран подписаны соглашения о безвизовом режиме, все они являются экономически развитыми странами. В связи с последними событиями, происходящими в мире, правоохранительные органы усилят контроль за общественным порядком и лицами, вызывающими опасения. Несмотря на это, безвизовый режим будет сохранен», — сказал он 12 декабря на выездном совещании в городе Каракол, где рассматривался вопрос развития туризма в стране.
По данным госстатистики, в 2013 году, после введения безвизового режима в отношении граждан 44 стран (позже в данный список была включена и Япония, что расширило его до 45 государств) число посетивших Киргизию туристов выросло на 20%. За первые девять месяцев того года доходы от туризма выросли на 45% по сравнению с тем же периодом 2012 года.
На прошлой неделе Киргизия была названа нью-йоркским изданием Business Insider лидером среди «развивающихся туристических направлений» в 2016 году, что указывает на наличие у страны большого потенциала в сфере туризма.
В этой связи вызывает удивление тот факт, что взгляды Сегизбаева о безвизовом режиме поддержал замглавы отдела туризма Министерства культуры КР. В интервью Кыргызской службе Радио «Свобода»/Радио «Свободная Европа» в декабре Михаил Ким сказал, что в отношении «Японии, Кореи и других стран» можно не вводить временные визовые ограничения. Но он также внес «конкретное предложение» приостановить на шесть месяцев безвизовый режим для граждан Турции.
Упоминание Турции быстро разлетелось среди киргизских пользователей социальных сетей, разделившихся на два лагеря и обменивающихся колкими замечаниями после уничтожения российского военного самолета на турецко-сирийской границе в конце ноября.
«Почему упоминается Турция? Они опять забыли, что мы — не Россия? С Турцией в ссоре Россия, а не Киргизия», — написали администраторы антикремлевской группы в Facebook под названием «Киргизия против Таможенного союза».
Министерство культуры инициировало расследование в отношении Кима после того, как выяснилось, что его высказывания не отражали официальной позиции отдела туризма.
То, что некоторые киргизские чиновники придерживаются политических позиций Москвы, отражает общую тенденцию в киргизской политике при пророссийском президенте Алмазбеке Атамбаеве.
«Мы не знаем, откуда идет этот шум [относительно безвизового режима], с Красной площади или это наши же люди пытаются воплотить в жизнь какой-то плохо продуманный план в сфере безопасности, — сказал EurasiaNet.org Эмиль Уметалиев, основатель известного местного туристического агентства Kyrgyz Concept. — Но ясно, кто проиграет — наша страна».
Предприниматели вроде Уметалиева считают, что туризм ослабил негативные последствия сокращения объема иностранных инвестиций в экономику Киргизии в последние два года. Судя по данным Национального статистического комитета, они правы. В 2014 году инвестиции в основной капитал в туристической сфере выросли на 32,8%, а объем услуг, оказанных гостиницами и прочими учреждениями, предоставляющими временное жилье, вырос на 23,6% по сравнению с 2013 годом и почти на 60% против показателей 2012 года.
«Когда развивающаяся страна поддерживает безвизовый режим с другими странами, это символ открытости, не только для туристов, но и для инвесторов, — сказал Уметалиев. — Чем жестче визовый режим, тем больше вероятность наличия в стране политических проблем».
Киргизия, популярная среди пеших туристов и любителей горных видов спорта, уже не является единственной страной региона, предоставляющей иностранным гражданам визовые послабления. Казахстан также ввел безвизовый режим в отношении граждан 19 государств для поездок длительностью до 15 дней. Данный режим продлится до конца 2017 года.
Астана, усилившая меры безопасности в аэропортах и отменившая рейсы в Египет после теракта на российском пассажирском самолете, унесшем 224 жизни, тем не менее, не заявляла о планах отменить введенные визовые послабления.
Но «ястребы» в Бишкеке не сдаются. Бывший глава ГКНБ Артур Медетбеков сетует, что в Киргизию сейчас может приехать «кто угодно».
«Идея была красивой — что мы будем развивать туризм и пополним государственный бюджет. Но с введением безвизового режима ситуация в Киргизии ухудшилась. Он нам ничего не дал», — сказал он в разговоре с EurasiaNet.org.