Российские самолеты по-прежнему бомбят поддерживаемых Западом сирийских повстанцев и наносят удары по больницам, пекарням и гуманитарным коридорам. Москва продолжает настаивать, что кровавый диктатор Башар аль-Асад должен на неопределенно долгий срок остаться у власти, и пытается исключить оппозиционные группировки из предлагаемого процесса мирных переговоров, утверждая, что это террористы.
Тем не менее, госсекретарь Джон Керри, встретившись во вторник с Владимиром Путиным, заявил, что российский правитель и администрация Обамы «по сути дела одинаково» смотрят на Сирию. К сожалению, так оно и есть на самом деле — но не потому что Путин изменил свою позицию.
На протяжении четырех лет президент Обама требовал ухода Асада, который уничтожил сотни тысяч своих сограждан при помощи химического оружия, «бочковых бомб», пыток и прочих зверств. Но администрация Обамы в своем фанатичном стремлении договориться с Путиным постепенно отступает с этих позиций. Находясь во вторник в Москве, Керри сделал еще один большой шаг назад. «Соединенные Штаты и наши партнеры не стремятся к так называемой смене режима», — заявил он. Керри добавил, что требование широкого оппозиционного фронта о немедленном уходе Асада «нереалистично с самого начала», так как Соединенные Штаты уже согласились с тем, что Асад может остаться у власти, по крайней мере, на первые месяцы «переходного процесса».
Свою словесную капитуляцию Керри сопроводил замечанием о том, что по мнению администрации, «сам Асад не в состоянии возглавить будущую Сирию». Однако сейчас он соглашается с Путиным в том, что сирийцы сами должны решить, кто будет руководить их страной. Это готовый рецепт безвыходного положения — особенно в связи с тем, что согласно заявлениям Асада, он не будет вести переговоры ни с какими вооруженными или пользующимися иностранной поддержкой оппонентами. В то же время, отказ администрации от планов смены режима подает Путину и его союзникам в Иране следующий сигнал: та структура власти в Дамаске, которая предоставила России военно-морскую базу и создала коридор для поставок иранского оружия боевикам «Хезболлы», может остаться.
Керри заявляет, что он пытается наладить политический процесс, который приведет к прекращению огня, а со временем и к политическому соглашению. Следующим шагом станет встреча в пятницу в Нью-Йорке, на которой страны-участницы Международной группы поддержки Сирии должны решить, какие оппозиционные силы включить в переговорный процесс, а какие исключить как террористические. Если удастся договориться о прекращении огня, в том числе, о прекращении бомбардировок и обстрелов силами российской авиации и сирийских правительственных войск, это станет ценным достижением, даже если политические переговоры ни к чему не приведут. Результатом может стать параллельное существование в Сирии зон, контролируемых правительством и повстанцами. В таком случае местную и международную огневую мощь можно будет сосредоточить на тех частях страны, которые находятся под властью «Исламского государства».
Но пока даже до этого очень далеко. Режим Асада известен своими вопиющими нарушениями объявленных ООН перемирий, а Россия смотрит на Сирию явно не так, как Запад, что подтверждается ее жестокими и целенаправленными ударами по гражданским объектам, расположенным далеко от территории ИГИЛ. Керри сказал, что поднял вопрос об этих атаках в разговоре с Путиным, который благосклонно «принял эту информацию к сведению». Если и когда российские бомбардировки прекратятся, у нас будет больше оснований разделить оптимистическую точку зрения Керри о том, что взгляды России и Америки на Сирию сближаются.