В России практически не бывает антиправительственных демонстраций. Тем не менее дальнобойщики, которые входят в электорат президента Путина, в ноябре начали организовывать антиправительственные демонстрации по всей стране. Возникла исключительная ситуация. Поводом стало введение новой системы сборов в отношении большегрузных автомобилей. Демонстранты требуют отменить эту систему и отправить в отставку окружение президента. Если не произойдет никаких изменений, критика дойдет и до президента Путина. Власти озабочены: как потушить этот пожар?
Водителей злит введение дорожного налога
15 ноября в России ввели систему взимания платы «Платон». В соответствии с этой системой грузовики грузоподъемностью более 12 тонн, количество которых составляет около двух миллионов, будут облагаться новым дорожным налогом в зависимости от пройденного расстояния. Правительство ввело этот налог для того, чтобы покрыть расходы на ремонт дорог, однако дальнобойщики ответили жестким протестом: «Дорожный налог неоправданно высок. Мы не выживем».
Еще более водителей большегрузов разозлило то, что прибыль от этой новой системы будут получать два старых приятеля президента. Правительственный контракт на управление системой «Платон», которая, несмотря на различные недоработки, ежегодно будет приносить владельцам десять миллиардов рублей, получила новая компания «РТ-Инвест Транспортные системы». Главным акционером этой компании является сын одного из самых богатых олигархов России Аркадия Ротенберга, который является товарищем Путина по занятиям дзюдо. Другой акционер — компания «РТ-Инвест». Это предприятие находится под крылом корпорации РОСТЭК, которую возглавляет коллега Путина по КГБ Сергей Чемезов.
По информации российских интернет-изданий, особенно сильно протестовали водители из Дагестана, чья экономика находится в серьезной зависимости от транспортной сферы. Во время демонстраций дальнобойщики поднимали плакаты следующего содержания: «Медведев, уходи!» и «Ротенберг хуже ИГИЛ».
Ранее Путина критиковала интеллигенция больших городов, которая выступала против коррупции в среде чиновников. Подавляющее большинство синих воротничков из регионов, включая водителей большегрузов, считались электоратом действующей власти. Именно поэтому антикоррупционные протесты водителей стали для властей серьезным ударом. Правительство ввело жесткие ограничения на передачу информации об этих демонстрациях. Органы охраны правопорядка задерживали демонстрантов по различным причинам и силой разгоняли протестные собрания.
Чтобы успокоить демонстрантов, правительство понизило штраф за неуплату налога с 450 тысяч до пяти — десяти тысяч рублей. Соответствующий законопроект был в спешном порядке принят Государственной Думой 4 декабря. Один из бывших высокопоставленных российских чиновников отметил, что такая быстрая реакция правительства на требования демонстрантов — дело крайне необычное. Она отражает глубину озабоченности властей.
Президент Путин организовал рабочий процесс таким образом, чтобы критика не была адресована лично ему: ответственность за внутренние проблемы лежит на соответствующих ведомствах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что эти демонстрации находятся в ведении соответствующих ведомств, а не Кремля. Рейтинг президента держится на уровне, близком к 90%. Демонстранты также пока не требуют отставки Путина.
Тем не менее в России коррупция вплетена в структуру власти: правящий класс, преданный президенту, получает соответствующие вознаграждения и привилегии. Оппозиционные силы также заявляют, что, благодаря коррумпированной администрации, наибольшие дивиденды получает сам Путин. Поэтому нет гарантий, что российский президент сможет избегать критики вечно.
Падение цен на нефть и западные экономические санкции привели к тому, что российская экономика оказалась в беспросветном кризисе, уровень жизни россиян упал. Люди перестали закрывать глаза на коррупцию во власти. В начале декабря «Левада-центр» провел социологический опрос в Москве, в соответствии с которым 71% респондентов поддержал протесты дальнобойщиков.
«Путин что-нибудь сделает для того, чтобы улучшить нашу жизнь. Но если ничего не будет предпринято, чтобы нас услышали, мы пойдем на Красную площадь», — говорит один из дальнобойщиков. До этого он много лет поддерживал действующую власть.