17 декабря 2010 житель города Сиди-Бузид в Тунисе, торговец овощами Мохаммед Буазизи в знак протеста против произвола власти совершил акт публичного самосожжения. Самосожжение Буазизи послужило отправной точкой национальной революции, которая привела к свержению деспота Зин аль-Абидин бен Али. Схожая судьба ожидала Муаммара Каддафи в Ливии и Хосни Мубарака в Египте. «Арабская весна» распространялась, слово пожар на открытой местности. Режимы падали, как домино.
Однако надежды на то, что тем самым наступит кардинальный поворот в мировой истории по образцу мирных революций 1989 года, не оправдались. Это поняли и христиане на Ближнем Востоке. Через пять лет после акта публичного самосожжения в Тунисе все выглядит так, будто сейчас пишется последняя глава в их истории.
Ведь вместе с диктаторами они и другие меньшинства потеряли свою защиту от радикального ислама. В ходе вспыхнувших войн во многих регионах свои позиции укрепили исламисты, христиане до сих пор находятся между двух фронтов. С исторической точки зрения, это четвертое испытание для христианства, колыбель которого находится в Вифлееме, и которое, задолго до того как прийти в Европу, простиралось от Иерусалима до Малой Азии, Месопотамии и Северной Африки.
То, что именно на Ближнем востоке наблюдается многообразие христианских церквей и ответвлений, связано, как позднее и в исламе, с происходившими различными религиозными процессами. В ходе позднеантичного вселенского церковного собора возникли четыре церковные семьи с собственными формами литургии — так называемые церкви востока, бывшие православные церкви сирийцев, коптов, эфиопов и армян, греческие и грузинские православные церкви, и различные связанные с Римом католические церкви, среди которых марониты в Ливане, халдеи в Ираке, мелкиты или латиняне, как называют римских католиков на Священной земле.
Римский епископ, Папа Римский, был в этой констелляции только одним из пяти патриархов. Благодаря связи с апостолом Петром он был, самое большее, «первым среди равных». Остальные четыре патриарха находились — в этой последовательности — в Константинополе, Александрии и Иерусалиме.
Это вселенское христианство получило первый исторический удар во время исламской экспансии в VII веке. Вся Северная Африка и Аравийский полуостров были потеряны для христианства на долгое время. Палестина, Сирия и часть Анатолии были завоеваны арабскими войсками.
Ислам прорывался на запад до территории сегодняшней Испании и только в 732 году был остановлен у Тура и Пуатье франками во главе с Карлом Мартеллом. В то же время началось восхождение Византийской державы, которая вместе со своим флотом овладела восточной частью Средиземного моря и на некоторое время даже продвинулась до Сирии и Палестины.
На Востоке происходило дальнейшее продвижение ислама — хотя и с некоторыми паузами на несколько веков из-за войн в регионе. В XI веке начался период крестовых походов. По вине Запада потерянными оказались не только Левант и Иерусалим, пала и христианская Византия в 1453 году, где находился патриарх Константинопольский, после того как латиняне завоевали и ослабили на длительное время своих братьев по вере в ходе четвертого крестового похода. Османская империя распространилась позднее вплоть до Боснии, христианам была отведена роль меньшинства, которое терпели в обмен на налоговое бремя.
На протяжении всех этих веков христиане во многих регионах оставались значительным меньшинством, отчасти даже многочисленным. Еще в начале 20 века они составляли в Стамбуле, Ираке или Сирии 30 и более процентов населения. Регион вокруг Вифлеема оставался христианским. На последнем этапе существования Османской империи вместе с младотурками к власти пришли радикальные националисты, которые хотя и были связаны с христианскими странами Германией и Австрией, но видели в христианах не только подданных, но и злобных предателей.
Эта «третья» волна накануне и в ходе Первой мировой войны привела к геноциду армян и арамейцев на территории сегодняшней Турции, Сирии и Ирака. Убиты были сотни тысяч, а, может, и свыше одного миллиона христиан. В ходе греко-турецкого обмена населением в соответствии с Лозаннским мирным договором 1923 года Малая Азия и Понт потеряли еще порядка 1,5 миллиона православных христиан, чьи предки жили там еще с античных времен.
В XXI веке от преобладавшего однажды в Сирии, Ираке, Турции и Ливане христианского населения остались только меньшинства, которые постепенно исчезали. Запад еще долгое время размышлял о своей исторической ответственности за это. Прежде всего, колониальные державы Великобритания и Франция, которые после Первой мировой войны, разделили между собой Ближний восток, действовали при этом совсем без энтузиазма.
Суннитские террористы из «Исламского государства» совершают сейчас четвертый и, возможно, смертельный поход против христиан Ближнего востока. Саудовская Аравия, один из основных спонсоров исламизма, со вторника возглавляет международный мусульманский альянс против ИГ. «Козел в роли садовника» — с исторической перспективы интересный вариант четвертого крестового похода.