На моей памяти, это была самая скучная из всех ежегодных пресс-конференций Владимира Путина. И самая короткая: она продлилась всего три часа против ставших уже привычными четырех. Тон он задал с самого начала: «В этом году совсем недавно было Послание. Честно говоря, даже не знаю, что еще сказать, кроме того, что там было сказано».
В целом российский лидер явно получал от этого мероприятия куда меньше удовольствия, чем в предыдущие годы. По-настоящему он оживился только, когда речь зашла об экономике, где ситуация вроде бы улучшается, поднимающемся сельском хозяйстве, водителях грузовиков, которым нечего беспокоиться.
Однако Путина застал врасплох и вопрос о генеральном прокуроре Юрии Чайке, который, как утверждает оппозиционер Алексей Навальный, защищал отъявленных преступников и помогал сыну захватывать предприятия, расхищать средства и отмывать деньги в Европе. Эта тема будоражит интернет уже несколько недель, однако Путин пустился в объяснения лишь с третьего раза. И вопреки всем ожиданиям не стал защищать прокурора.
Кроме того, президент на этот раз не стал пользоваться любой возможностью, чтобы покритиковать США. После недавней встречи с госсекретарем Джоном Керри, который прибыл в Москву для обсуждения сирийского вопроса, Путин впервые за долгие месяцы примирительно отзывался о Вашингтоне, хотя антиамериканская риторика уже превратилась для него во что-то вроде бренда. Новым врагом стала сбившая российский бомбардировщик Турция. «Если кто то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, — не знаю, правильно они поступили или нет. Во первых, не знаю, нужно это американцам или нет», — заявил он в своем излюбленном стиле. Сказал он пару слов и об отстранении главы ФИФА Зеппа Блаттера: «Он — очень уважаемый человек. Он очень много сделал для развития мирового футбола. Вы понимаете, его вклад в гуманитарную сферу в мире колоссальный». И кандидате в президенты США Дональде Трампе: «Он яркий очень человек, талантливый, без всяких сомнений. Не наше дело определять его достоинства, это дело избирателей США, но
он абсолютный лидер президентской гонки».