Россия много лет использовала богатые запасы нефти и природного газа как важный рычаг влияния. Опираясь на свои энергоресурсы, Россия имела на руках козырь в отношениях со странами, которые нуждались в нефти и газе. Энергетическую карту Россия использовала и в политических вопросах, что показывало, насколько Россия была уверена в своей энергетике.
Но неожиданное и непрогнозируемое падение цен на нефть больше не позволяет России размахивать энергетической картой. Несмотря на снижение стоимости, на рынок выходит все больше нефти. России, вопреки всем приложенным усилиям, так и не удалось заставить ОПЕК, организацию стран-экспортеров нефти, сократить объемы ее добычи.
Очевидно, энергетический ход, который, как полагала Россия, должен был завершиться в ее пользу, не дал результатов.
Цены на нефть заводят Россию в тупик
В июне 2014 года один баррель нефти Brent стоил 144 доллара, сегодня же мы говорим о цене в 38 долларов. Более того, падению цен невозможно помешать.
В таких странах Ближнего Востока, как Ирак, Иран и Саудовская Аравия, издержки на добычу одного барреля сырой нефти составляют 20-30 долларов, в России — 40-50 долларов. Как долго Россия, которая продает нефть себе в убыток, будет выдерживать это давление? Это отдельная проблема для российской экономики.
Для России цена ниже 40 долларов значит следующее: российскую экономику действительно ждут сложные времена, хотя она и так переживала проблемный период из-за санкций со стороны США и ЕС.
Избавившись от санкций, под давлением которых его экономика находилась многие годы, Иран тоже захочет продавать свою нефть на западные рынки. В вопросе добычи нефти Тегеран может начать действовать против интересов России. В таком случае искусственное партнерство Ирана и России — стран с разными политическими и социальными структурами — продлится недолго.
Учитывая все это, возникает вопрос. Как долго Россия, вступившая в противостояние с Турцией, вторым по величине импортером ее природного газа, и делающая иррациональные шаги, которые навредят экономическим и торговым отношениям двух стран, будет при этом затмении политического разума продолжать наносить тяжелые удары по своей экономике? В последнее время политика, путь которой указывают политические амбиции, наносит экономической системе страны один лишь вред.
С самых первых дней кризиса, вспыхнувшего с Россией, многие задавались вопросом: «Россия перекроет природный газ?» Учитывая все вышесказанное, ответить на него можно так: «Россия не перережет главную артерию своей экономики».
Повышение процентных ставок ФРС США
На момент написания этой статьи ФРС США еще не объявили решение по процентным ставкам, которое мировые рынки и экономические игроки ждали с большим нетерпением. Ожидания на стороне повышения (на деле Совет управляющих Федеральной резервной системой США единогласно проголосовал за повышение ставки 16 декабря — прим. ред.).
Этот вопрос давно занимает видное место в мировой повестке дня. На данном этапе нужно сосредоточиться на том, чтобы понять, как такие развивающиеся страны, как Турция, будут управлять процессом в случае повышения ставок.
Можем сказать, что мировой экономический кризис 2008 года, события в Гези, попытки государственного переворота и создания хаоса не сломили турецкую экономику. Она смогла выстоять, несмотря на все эти шоки, не оказалась хрупкой — прежде всего благодаря реформированию финансового сектора.
Сумев успешно преодолеть множество попыток разжечь кризис (как внутри страны, так и извне), экономика Турция сегодня имеет все предпосылки для того, чтобы успешно контролировать процесс, связанный с повышением ставок ФРС США. Даже при наличии какого-либо краткосрочного эффекта Турция продолжит (и должна продолжить) свой путь реформ.
Кроме того, повышение ставок положит конец неопределенности, которая давно сохраняется на рынках, озадаченных вопросом: повысит ли ставки ФРС США?