«В российском МИДе мне сообщили о лишении журналистской аккредитации. На словах, без официального документа», — говорит многолетний корреспондент Gazeta Wyborcza в Москве Вацлав Радзивинович (Wacław Radziwinowicz). Это реванш за высылку в Россию Леонида Свиридова — журналиста МИА «Россия сегодня», которого польские спецслужбы подозревали в шпионаже.
«С сегодняшнего дня я не могу написать ни единого текста, находясь в России. Мне сказали, что если я это сделаю, российский МИД направит дело в суд с обвинением в нарушении закона», — рассказывает Радзивинович, которого сегодня вызвали в российское внешнеполитическое ведомство. Там у него состоялась примерно 50-минутная беседа с заместителем пресс-службы МИД Артемом Кожином. «Когда я задал вопрос, могу ли я подать апелляцию, а если да, то кому, я услышал от Кожина, что он не знает. Зато у меня есть 30 дней на то, чтобы покинуть российскую территорию. Кожин не смог также ответить, впустят ли меня снова в Россию, если я решу поехать на праздники в Польшу, а потом вернуться за оставшимися в Москве вещами».
Проблемы у Радзивиновича, который прекрасно знает Россию и написал об этой стране несколько книг, возникают не в первый раз. 10 лет назад ему запретили въезд в Белоруссию, власти которой признали журналиста персоной нон грата после его сообщений о произошедшем при участии белорусских чиновников расколе в местном Союзе поляков.
В начале 2008 года произошел инцидент в ходе визита премьера Дональда Туска: Радзвиновича задержали российские спецслужбы уже в резиденции главы правительства РФ. Несмотря на то, что по поводу этого визита была выдана специальная виза, российские власти решили, что Радзивинович (единственный из группы польских журналистов) не имеет право освещать встречу Туска с Владимиром Путиным. После дипломатических споров нашего журналиста в итоге впустили в здание.
Нынешняя реакция российских властей стала ответом на решение о высылке из Польши журналиста Леонида Свиридова. Он покинул нашу страну несколько дней назад на основании вердикта, внесенного в ноябре этого года. Свиридов работал в государственном российском информационном агентстве и, по логике, россияне должны были выслать кого-то из корреспондентов польских государственных СМИ. Но они, видимо, решили нанести удар по Радзивиновичу, как по самой известной фигуре среди польских журналистов.