На этой неделе магнат в области недвижимости и миллиардер Сэм Зелл (Sam Zell) сказал: «Высока вероятность того, что мы столкнемся с рецессией в ближайшие 12 месяцев». Виной тому, как объяснил он в беседе с Bloomberg Go, сильный доллар и замедление темпов мировой торговли, начало сокращения штатов в крупных многонациональных компаниях и общий недостаток спроса. И медведи блогосферы добросовестно перепостили этот прогноз. (Надо отдать должное ведущим СМИ, большинство из них проигнорировали его.)
Мои читатели, вероятно, уже поняли, к чему я веду. Но этот пример является удобной возможностью проанализировать прогноз Зелла и выяснить, что заставляет людей верить ему. Позвольте мне заметить, что Зелл является потрясающе удачливым инвестором в сфере недвижимости. Его достижения в качестве покупателя «низкорентабельной недвижимости» и его способность чувствовать оптимальный момент для продажи уже стали легендой. Как пишет издание Forbes, Зелл получил прозвище «Танцора на могилах» «в 1970-х годах, когда он написал статью, в которой признался, что он добился успеха, «танцуя на могилах чужих ошибок».
Всему виной эффект ореола или гало-эффект, когда успех или положительные качества того или иного человека в одной области «переносятся» на другие области. Этот термин был предложен Эдвардом Торндайком (Edward Thorndike) в его работе 1920 года «Постоянная ошибка в психологических оценках» («The Constant Error in Psychological Ratings»), однако широкое распространение он получил после публикации в 2007 году книги Фила Розенцвейга (Phil Rosenzweig) под названием «Эффект ореола… и другие восемь иллюзий, вводящие менеджеров в заблуждение» («The Halo Effect (and Other Business Delusions That Deceive Managers»)). Другие авторы, такие как Майкл Мобуссен (Michael J. Mauboussin) с его книгами «Подумайте дважды» («Think Twice») или «Уравнение успеха» («Success Equation»), тоже показали, как удачу часто путают с мастерством.
Если бы это был первый прогноз Зелла, предсказавшего рецессию, я бы, скорее всего, проигнорировал его, однако он уже прежде делал подобные прогнозы, и они не сбывались.
«Мы движемся к рецессии», — сказал он в октябре 2012 года. Но это было не так. В то время Зелл поддерживал Митта Ромни (Mitt Romney), кандидата в президенты от Республиканской партии, и до выборов оставался всего один месяц. Возможно, тогда имела место некоторая предвзятость подтверждения.
В сентябре 2008 года — после краха Lehman Brothers — Зелл предупредил, что рецессия может начаться уже в 2009 году. И его прогноз оказался ошибочным в тот момент, когда он его сделал: рецессия уже началась. Она началась в декабре 2007 года и закончилась в июне 2009 года.
В 2007 году, выступая в Пенсильванском университете, Зелл сказал: «На самом деле мы переживаем не кризис кредитования. Я считаю, что мы переживаем кризис доверия». Вот только на самом деле мы переживали кризис кредитования, который позже еще больше усугубился. Зелл добавил: «Несмотря на то, что мы в разгаре рецессии, баланс индустрии недвижимости никогда еще не выглядел лучше».
Полагаю, это тоже было неправдой.
Я подозреваю, что на этот раз мы имеем дело с предвзятостью подтверждения, а не с политической предвзятостью. И на эту мысль меня натолкнула его книга. Недавно мы узнали, что Зелл продает один из своих апартаментов.
Это вполне естественно, что после продажи, независимо от ее причин — оценка рыночной стоимости, анализ данных, ухудшение экономической ситуации — продавец склонен рассматривать происходящее с некоторым пессимизмом. Поэтому его высказывание — это не столько прогноз рецессии, сколько подтверждение и повторение предыдущей сделки по продаже.
Если вам нужны дополнительные доказательства того, что прогнозы — это пустая трата времени, вы сможете найти множество примеров в интернете. Частота ошибок в попытках точно предсказать, когда тот или иной актив вырастет в цене или какими будут экономические показатели в тот или иной момент, свидетельствует о том, что подавляющее большинство таких прогнозов абсолютно бессмысленны. Поэтому, учитывая огромное количество ошибок, логично было бы предположить, что у составителей прогнозов должна быть какая-то другая цель. Обычно двигателем становится маркетинг.
Мой коллега Бен Карлсон (Ben Carlson) напоминает нам об этом. В своей статье «Помните, когда» («Remember When») он предлагает нам длинный список ужасных событий, которые были предсказаны, но не произошли. Он советует нам «вспомнить об этих прогнозах в следующий раз, когда мы услышим, как рыночный прогнозист будет уверять вас, что он знает, что случится в будущем. Он не знает».
Слова мудрости.