Минувший год показал, насколько изменил поведение Александра Лукашенко российско-украинский конфликт. Обостренное чувство самосохранения подсказало белорусскому правителю, напуганному действиями России на юго-востоке Украины, необходимость перехода из образа диктатора в образ миротворца.
Но смена имиджа и потепление отношений с Евросоюзом для главы Белоруссии — всего лишь тактический прием, с помощью которого он надеется монетизировать миротворческие заслуги по организации переговоров в Минске в нормандском формате в феврале этого года: получить западные кредиты, чтобы снизить зависимость от России и при этом подразнить урезавший финансирование Кремль. На какие бы то ни было послабления во внутренней политике, которых ждет от него ЕС, Лукашенко не готов, потому что это обрушит его режим.
Поводы для диалога
И хотя глава Белоруссии не принимает непосредственного участия в продолжающихся минских переговорах, решение сыграть миротворческую роль пришло к нему вовремя. После аннексии Крыма на фоне незатухающего кризиса на Украине, войны в Сирии, тысяч беженцев и терактов в Париже Брюсселю сейчас не до выяснения отношений с официальным Минском.
Повод для развития диалога с белорусской стороной долго искать не пришлось. Лукашенко дистанцировался от военных авантюр Москвы, выступив за целостность Украины, отказался поддерживать российские санкции на продукцию ЕС, освободил политических оппонентов и, как и обещал, без эксцессов провел избирательную кампанию 2015 года. За это и он, и его чиновники получили бонус в виде приостановки визовых санкций ЕС, которые, скорее всего, будут окончательно сняты в марте 2016 года.
Материальные дивиденды
На «внутреннем фронте» миролюбивые речи Александра Лукашенко оценили 83 процента избирателей. Они безропотно согласились на пятый срок для президента, правящего Белоруссией с 1994 года. Пропаганда научилась выдавать необходимую власти подборку информации о ситуации на Украине и в мире, а белорусы, в генах которых жива память о военных страданиях, простили Лукашенко и падение жизненного уровня, и рост цен, и безработицу за жизнь без войны.
Имидж миротворца сулит белорусскому руководителю и материальные дивиденды. При условии дальнейшего примерного поведения — отсутствия жестких репрессий внутри страны — Евросоюз обещает содействовать вступлению Белоруссии в ВТО и увеличению кредитных линий на совместные проекты. МВФ в свою очередь предоставит кредит в 3 миллиарда — «как только будут согласованы все параметры».
Чтобы не выпустить Белоруссию из сферы своего влияния, готова выделить финансирование и Москва, обеспокоенная чересчур активным сближением Минска и Брюсселя. Напомню, что когда 14 декабря Александр Лукашенко летел на запланированную встречу с Владимиром Путиным, глава белорусского МИДа обсуждал в столице Бельгии перспективы сотрудничества с ЕС и НАТО.
Правда, средства, которые будут выделены из фонда развития ЕАБР, могут составить только половину из ранее запрошенной суммы в 3 миллиарда долларов. Неизвестно и то, какие позиции за кредит решил сдать российскому руководству Лукашенко, еще недавно отрицавший необходимость размещения российской аивабазы в Белоруссии, в то время как Кремль не отступает и напоминает ему о союзнических обязательствах.
Готовность к шагу назад
Кстати, именно требования Москвой союзнической поддержки были одной из причин, которые привели белорусского лидера к чудесному превращению из диктатора в миротворца. Надежды Минска на то, что с началом действия Евразийского союза в январе 2015 года Россия возьмет на себя часть экономического бремени Белоруссии, рухнули, а сам Лукашенко оказался не готов к тому, что с союзником-Кремлем придется делить и его проблемы. Во внешней политике он скорее руководствуется логикой героя советского фильма «Гараж»: «Вовремя предать — это не предать, а предвидеть!»
Похоже, что президент Белоруссии намерен сохранить за собой миротворческий имидж, открывающий для него перспективы материальной поддержки с запада и востока. Настоящая же цель метаморфозы Лукашенко — желание ничего не менять в политике внутренней. Несмотря на крах экономической политики Минска, поставившей всю страну на грань выживания, реформы являются серьезной угрозой для белорусского режима. Впрочем, в ответ на любые вызовы, угрожающие личной власти, ему ничего не стоит сделать всего один шаг в обратную сторону — от миротворца к диктатору.