Люди становятся экспатами по разным причинам, это может быть работа, приключения или любовь. В подгруппе экспатов, к которой отношусь я, всего понемногу: «жены хоккеистов-экспатриантов», как мы называем себя, это женщины, чьи мужья играют в профессиональный хоккей в разных лигах по всему миру. Члены нашего сообщества рассредоточены по Европе, Азии, Северной Америке, но хранят тесные связи в реальной жизни и в интернете благодаря своеобразному общему опыту.
Как и большинство экспатов, жены приглашенных в другую страну спортсменов чувствуют себя счастливыми, поскольку имеют возможность пожить за границей. Американка Аманда Кун (Amanda Kuhn), которая живет в Бремерхафене (Германия) с мужем Джерри Куном (Jerry Kuhn) из лиги DEL2, говорит: «Я всегда поражаюсь тому, к чему мне удается адаптироваться или чему учиться во время очередного хоккейного сезона за рубежом. Я испытываю искреннюю благодарность за то, что у меня есть возможность вести этот сумасшедший, но удивительный образ жизни».
Еще одна американка, Стейси Даллмэн (Stacy Dallman), ныне живущая в Астане (Казахстан) с мужем Кевином Даллмэном (Kevin Dallman), игроком российской КХЛ, считает, что опыт жизни за границей и знакомства с другой культурой, который приобретают их четверо детей, есть «самый большой подарок, какой мы можем дать им как родители».
Однако жизнь жен хоккеистов-экспатриантов не только полна преимуществ, но и чревата проблемами, особенно теми, что вытекают из очень переменчивого характера их работы. В результате переездов, новых контрактов и поездок домой в периоды между сезонами большинство хоккейных семей обречено на постоянные перемещения, иногда раз в несколько месяцев. Это усложняет для жен поиск какой-либо работы (если визовые ограничения вообще это позволяют) или другой постоянной и целенаправленной деятельности.
«Эти женщины отчаянно пытаются найти достойное применение своему свободному времени, в то время как их мужья осуществляют свои мечты на льду», — говорит жена бывшего хоккеиста экспата из Канады, Кэти Фаринук (Kathy Farynuk), которая вместе с мужем Брэдом Фаринуком (Brad Farynuk) провела шесть лет в Италии и Японии. Для многих из нас эта деятельность заключается в путешествиях, волонтерстве, материнстве, преподавании английского, учебе, бизнес-начинаниях в интернете или, как в моем случае, в написании статей.
Кроме того, жизнь в вечных переездах также может чрезвычайно затруднить адаптацию к новой культуре, приобщение к новому кругу людей и установлению отношений. «Вам приходится полностью окунаться в новую культуру и менять образ жизни почти каждый новый сезон», — говорит г-жа Кун.
К счастью, мы, жены хоккеистов-экспатов, имеем возможность присоединиться и оставаться, лично и онлайн, постоянными членами сообщества игроков — как действующих, так и бывших — и их семей, которым известны нюансы нашего специфического образа жизни и которые знают, что значит полагаться на других и самим быть опорой для людей, с которыми вы, возможно, едва знакомы.
«Когда я рожала своего сына Джексона в России, — говорит г-жа Дэллман, — мой муж не мог покинуть отель, поскольку это была ночь перед матчем, и он обязан был ночевать вдали от семьи. Если бы не жена одного экспата, которая взялась присмотреть за моими детьми, им пришлось бы ждать меня в больнице и спать в моей палате на протяжении недели, которую мне, в итоге, пришлось там провести. Я была знакома с ней лишь несколько недель, но при таких обстоятельствах экспатрианты превращаются в сплоченную семью очень быстро».
Г-жа Фаринук разделяет эти чувства: «Я ощутила крепчайшую связь с женщиной, которая вместе со мной пережила крупнейшее землетрясение в Японии 11 марта 2011 года. Наши мужья были на выезде по подготовке к серии плей-офф, и мы были вынуждены искать опоры друг у друга до возвращения игроков».
«Такого рода связи действительно полезны, когда вы приспосабливаетесь к новой жизни за границей, — говорит г-жа Кун. — Когда у вас что-то не ладится, хорошо иметь рядом того, кто "вас понимает", потому что, хотя я и люблю моих подруг, иногда они просто не могут встать на мое место. Девушкам из вашей команды можно излить душу, с ними можно исследовать новый город. На протяжении этих девяти месяцев они занимают место ваших друзей и семьи».
В дополнение к новым одноклубникам и их партнерам, которые каждый сезон входят в круг наших приятелей, есть еще социальные сети, в том числе закрытая группа в Facebook для жен хоккеистов-экспатов, где состоит уже более двух тысяч человек. «У всех полно вопросов, но и ответов тоже найдется предостаточно, — говорит г-жа Кун. — Можно очень быстро найти информацию о городе, куда направляется ваш муж, познакомиться с людьми еще до того, как вы туда приехали, а, возможно, дать совет тому, кто собирается переехать в страну, где вы уже жили. Это здорово».
Муж г-жи Кун, Джерри, вратарь Fischtown Pinguins, признается, что благодарен за возможность обратиться к сообществу жен хоккеистов-экспатриантов, как в интернете, так и в реальной жизни, за практической и эмоциональной поддержкой. «Я рад, что у моей жены есть люди, с которыми при необходимости можно поговорить и которые ее понимают, — говорит он. — Со многими из своих приятельниц она даже никогда не встречалась лично, но с ними она общается чаще, чем с друзьями на родине. Это действительно было для нее большим подспорьем во время нашей жизни за рубежом».
Сообщество жен хоккеистов-экспатриантов — лишь один из примеров многочисленных подгрупп экспатов, которые образуются благодаря общим связям, а для своих членов выступают в качестве среды выживания. Я в долгу перед моей группой и даже по возвращении в Канаду продолжаю оказывать поддержку всем тем женщинам, которые находятся вдали от дома.
Автор — канадский независимый журналист, провела восемь лет в Германии, Швейцарии, России и Дании со своим мужем, бывшим хоккеистом, а ныне тренером Брэндоном Ридом.