Впечатляющая победа венесуэльской оппозиции на парламентских выборах 6 декабря преподнесла некоторые уроки, о которых следует сказать. Прежде всего, это твердый ответ гражданского общества, которое выступило против спекуляции понятием народ. Затем, обретение республиканской воли, отличающейся от заезженного слова родина и, наконец, желание перемен мирными способами и в рамках правового поля.
Об этом во весь голос заявило венесуэльское общество, а не правительство, которое всегда спешит дать свою трактовку чаяниям народа. Кроме того, граждане наделили парламент четкими полномочиями, выбрав в законодательный орган подавляющее большинство представителей оппозиции, которые теперь могут созывать учредительные собрания и референдумы по вопросам назначения или смещения членов Верховного суда и Избирательной комиссии. Я твердо убежден в том, что общество должно пресекать незаконные действия правительства. Своим массовым голосованием общество фактически заявило: я хочу открыто отмежеваться от обмана, оскорблений, насилия и недостойных заявлений. Я желаю безотлагательных перемен, но мирными способами и исключительно в конституционном русле.
До настоящего времени, и в огромной степени благодаря правительству, в глазах международной общественности средний венесуэлец был существом глуповатым, неразвитым, некультурным, как бы отражением режима, который он поддерживал и переизбирал. Некоторые говорят, что каждая страна имеет ту власть, которую заслуживает, и во всех своих бедах виноват он сам. Но даже если допустить, что это сомнительное утверждение является правдой, сейчас наступила иная реальность, свидетельствующая о зрелом населении, не забывшем свои демократические основы. И это население сейчас требует радикальных перемен в управлении государством. Разумеется, эта перемена наступила не в одночасье. Она скорее свидетельствует о прозрении, настойчивости, осознании допущенных ошибок, самопожертвовании, о заключенных и погибших людях. То, что некоторые руководители называли «демократическим дорогой», в действительности оказалось крестным путем, который после 17 лет завершился убедительной победой на выборах 6 декабря. В значительно мере этого удалось добиться благодаря приверженности демократическим принципам и умению не поддаваться на провокации, не отвечать тем же самым на нападки, оскорбления и угрозы со стороны правительства.
Правительство не знает, как реагировать на изменения, произошедшие в общественном сознании. Оно пытается обратиться к «народу», воспринимая его скорее как своих вассалов и забывая о том, что теперь это граждане, которые выдвигают власти свои требования. Понятие «народа», которое когда-то могло иметь некое содержание, сейчас стало пустым. Взывающие к нему голоса и не подозревают, что обращаются к призракам: народ, который им нужен, существует лишь в их воображении.
При демократических выборах есть победители и проигравшие, но правители Венесуэлы считают, что народ обманули, измучили «экономической войной», подчинили интересам Империи. Никто даже не хочет допустить, что управление страной было неэффективным, в ведь именно поэтому широкие слои общества отказались дальше поддерживать эту систему. Препятствие для осознания новых времен, возможно, заключается в том, что «революция» не допускает возможности поражений, она представляет собой некий вечный проект и потому не вписывающийся в демократическую жизнь, предполагающую многообразие, различия и перемены. Абсолютные рецепты не выдерживают испытания демократическим опытом.
Необходимо выждать какое-то время для того, чтобы демократические идеалы восторжествовали на всей территории Венесуэлы. Победа, позволившая получить большинство мест в парламенте, весьма показательна, но все указывает на то, что необходимо и дальше продолжать курс, позволивший добиться такого результата: проявлять твердость, настойчивость, ставить перед собой четкие цели, сохраняя при этом выдержку, способность к диалогу и взаимодействию с проигравшими, такими же венесуэльцами, как и все остальные. Необходимо привить гибкость твердолобым, разъяснить всем, что единые взгляды противоречат демократии, а национальное единство всегда важнее частных интересов. На кону стоит судьба государства, и первыми это должны осознать нынешняя власть. Венесуэльское общество высказалось предельно ясно, и достаточно лишь прислушаться к нему, чтобы понять: демократический путь проходит через соблюдение Конституции и законов.