В Варшаве и Будапеште «отмороженные» националисты «захватывают» правительства. Возня вокруг национализма на Украине ничем не лучше поведения тех «настоящих русских», которые играючи прославляют всех царей, Сталина и Путина как героев великой национальной истории, которые логическим образом сменяли друг друга. На Западе Каталония, обладающая огромной задолженностью перед Мадридом, стремится сбросить «испанское ярмо» и основать собственное государство.
В Швейцарии, Дании, Норвегии, Франции и Австрии правые националисты приобретают все больше последователей. Их представители в большом количестве присутствуют в парламентах, в правительстве той или иной страны. В Соединенных Штатах бурные аплодисменты срывает Дональд Трамп (Donald Trump) — национал-империалист, обладающий талантом шоумена. Неужели Северное полушарие — от Москвы до Нью-Йорка — оказалось во власти неонационалистического безумия? Угроза возвращения в 1930-е годы?
Внешне федеральный канцлер хладнокровно относится к ситуации. Одним из ее достоинств является то, что она не болтает о желательных результатах, а принимает во внимание реальное положение дел, в неясных ситуациях действует осторожно, а в случае необходимости (отказ от атомной энергетики, увольнение министров, лозунг «мы с этим справимся») — решительно. С моей точки зрения, она реагировала на наплыв беженцев гуманно и разумно, но в одном связанном с этим моменте она глубоко заблуждалась: она действительно верила в то, что ЕС, в конце концов, сплотится, в период миграционного кризиса проявит себя как содружество солидарных государств и найдет компромисс.
Из-за глубокого доверия она в очередной раз одобрила кредиты Греции, проявила демонстративное понимание действий правительства Ренци в Риме, направленных на то, чтобы «не заметили» факт тайного печатания денег — 510 миллиардов евро — в течение многих лет — при попустительстве Европейского центробанка. Занимались этим главным образом Франция и Италия. Сейчас, во время миграционного кризиса, Ангела Меркель (Angela Merkel) столкнулась с тем, что немало стран Евросоюза рассматривают его как дотационное агентство, пользуются щедростью, «хватают» деньги, но ничего не дают взамен, так как это нарушает суверенитет их государств.
Последствия такого неприятного поведения проявятся в следующе году. Нервная реакция ни к чему не приведет. Изменение направления денежных потоков в рамках ЕС — процесс очень медленный. Все-таки британское упорство помогает оказать определенное давление в том, чтобы изменить критерии, по которым в Европе перераспределяются миллиардные суммы. Лучше меньше, да лучше. Главная проблема заключается в том, что правительства и партии правого и левонационалистического толка приманивают своих (колеблющихся) избирателей не только националистическими заповедями, но и прежде всего обещаниями социальных благ.
Последнее приводит к увеличению госдолга, препятствует проведению непопулярных социально-экономических реформ и подталкивает правящие, занимающие нейтральную позицию, партии к щедрому оппортунизму. Действующие нормы ЕС и еврозоны снижают самоответственность и способствуют развитию экономической стагнации. Они разжигают эгоистичный отвратительный национализм вместо того, чтобы «потушить» его, и таким образом подвергают угрозе подлежащую обязательной защите идею объединенной Европы.