Одесса — Прежде всего Юлия Марушевская отложила в сторону свою докторскую диссертацию. С середины октября она занимается новым делом, которое не имеет ничего общего с «Мистификацией в украинской литературе 20-го века». Однако тема диссертации, судя по всему, обеспечила ей неплохую подготовку: она теперь является руководителем таможенной службы Одессы.
В результате она оказалась участником борьбы, в которой границы между политикой и криминалом стираются, а действительность и теории заговоров часто невозможно разделить.
Кажется, что где-то в глубине разворачивается другое действие, и не всегда можно разобраться в том, какая история является истинной, а какая используется как маскировка и завеса.
Одесса на Украине имеет репутацию города, в котором приминал и коррупция пустили особенно глубокие корни в сравнении даже с общей ситуацией в стране. Возможно, причина состоит в том, что наиболее известные и наиболее любимые мошенники советской литературы были родом из этого портового города, расположенного на берегу Черного моря.
С их помощью в области музыки и кино во всем русском мире произошло романтическое прославление одесской криминальной культуры. Однако репутация Одессы имеет не только вымышленные в прошлом корни.
По данным западноевропейских полицейских органов, в 90-е годы большая часть российского нефтяного экспорта находилась под контролем криминальных структур, а одесский порт был важным перевалочным пунктом для контрабанды этого вида сырья — с такими побочными явлениями, как заказные убийства и перестрелки на улице среди бела дня. Борьба за криминальные доли пирога в то время одновременно была и борьбой за политическое влияние в городе — и наоборот.
Женщина в борьбе против мира, где правят мачо
С того времени ситуация значительно успокоилась, однако многие из тех, кто в те дикие годы поднялся в бизнесе, и сегодня находятся на своих местах. Один из них на проходивших в конце октября муниципальных выборах был переизбран и сохранил свое место — речь идет о мэре города Геннадии Труханове.
До революции на Майдане он был сильным человеком в местной организации партии президента Виктора Януковича, а сегодня он называет себя «независимым». В интервью журналу «Власть денег», которое он дал четыре года назад, Труханов назвал самого могущественного одесского «крестного отца» 90-х годов своим другом.
В появившемся в печати докладе итальянской полиции 1998 года об украинской мафии Труханов упоминается как человек, занимающий высокое место в соответствующей иерархии. В то время он занимался охранным бизнесом. Труханов отрицает связи с подпольным миром и утверждает, что никогда не был замешан в криминальных сделках. Однако он был не прочь пустить в ход кулаки: «Когда приходили бандиты и хотели драться, то мы дрались» — так он ответил в интервью в 2011 году на вопрос о том, какие у него в то время были деловые контакты.
В мире, в котором главную роль играют такие мачо, как Труханов, Юлия Марушевская должна теперь заниматься искоренением коррупции на таможне, и поручено это делать 26-летнему специалисту в области литературы, которая даже внешне представляет собой полную противоположность тому мужскому миру, с которым она должна покончить: она очень изящна, у нее длинные темно-каштановые волосы и очень открытый взгляд.
Именно этот взгляд внес свой вклад в то, что она 14 февраля 2014 стала вдруг популярной. В дни эскалации насилия в Киеве она записала видео на баррикадах Майдана, в котором на английском языке обратилась ко всему миру и попросила поддержать украинцев в их борьбе за свободу. В течение нескольких дней это видео получило несколько миллионов кликов на портале YouTube. В результате записанное на Майдане видео сделало эту ранее не очень активную университетскую преподавательницу знаменитостью в протестном мире — и косвенным образом привело ее именно туда, где она сегодня и находится.
Надежда Саакашвили
Атмосфера в таможенном ведомстве «естественно, ужасная», говорит Юлия Марушевская, однако страха у нее нет. «У нас 20-летние парни отправляются на фронт и рискуют там своей жизнью, и одновременно у нас внутри существует фронт, от которого зависит будущее Украины. На этом фронте я и воюю». На обвинение в отсутствие опыта Юлия Марушевская отвечает откровенно: это верно, однако у нее есть сильная команда, состоящая из юристов.
Вместе с 20 своими сторонниками, с которыми она начала работу в октябре, она собирается в течение нескольких месяцев создать структуру, в рамках которой будет как можно меньше контактов между чиновниками таможни, принимающими решения, и теми людьми, которые хотят что-то перевезти через границу — больше не должно быть возможности дать взятку или ее получить.
Одновременно она, вероятно, примет как можно больше новых сотрудников на работу и уволит как можно больше старых. Некоторые из тех, от которых она хотела избавиться, ушли сами — в таможенные службы других регионов, в которых не произошло никаких изменений.
За ними последовали и некоторые крупные клиенты одесской таможни, которые предпочитают теперь проводить свои импортные и экспортные операции в других местах. Это облегчает работу Юлии Марушевской, «однако это показывает, что помощь получается небольшая, если реформы проводятся только в одном месте».
Привлечение Юлии Марушевской является частью большого эксперимента. В мае украинский президент Петр Порошенко назначил бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области.
Партия Саакашвили у себя на родине из-за его чрезмерного самомнения потеряла власть, однако в предыдущие годы Саакашвили и его сторонники добились успехов в искоренении коррупции во властных структурах, в судебной системе и в полиции.
Его задача теперь состоит в том, чтобы повторить грузинское чудо в Одессе. Уже в день своего вступления в должность Саакашвили начал увольнять сотрудников раздутого аппарата администрации области. «Государственные органы настолько прогнили, что их уже нельзя реформировать, — говорит Саакашвили. — Теперь нужно заново их создавать». В качестве иллюстрации он рассказывает о своей встрече с таможенниками. «Я их спросил, какая у них заработная плата. Ни один из них не смог ответить на этот вопрос».
Нападение на Дом профсоюзов — травма для города
С помощью вихря инициатив Саакашвили удалось быстро стать популярным в Одессе. Однако первоначально направление его в этот портовый город не выглядело хорошей идеей. Одесса и Саакашвили — подобный вариант казался взрывоопасной смесью.
Одесса — город преимущественно русскоязычный, большинство его жителей смотрят российское телевидение, в передачах которого Саакашвили представляется как смесь антироссийского дьявола с сумасшедшим. Он сам воспринимает это как награду — такому талантливому создателю конфликтных ситуаций и риторическому задире подобные обвинения как нельзя кстати.
Для успокоения настроений в этом политически расколотом и травмированном в результате неожиданной вспышки насилия городе он, по сути, является совершенно неправильной кандидатурой. В мае 2014 года, незадолго до начала военных действий на востоке Украины, 48 человек погибли в Одессе в результате столкновений между проукраинскими и пророссийскими демонстрантами, и произошло это после того, как с помощью коктейлей Молотова был подожжен Дом профсоюзов, в котором укрывались противники Майдана.
Вероятно еще и потому, что сами одесситы — независимо от политической ориентации — пытаются не бередить эту рану, и потому, что для них судьба городов на востоке страны служит в качестве предупредительного примера, Саакашвили удалось создать благоприятную для перемен атмосферу.
Он привлек к работе в Одессе команду молодых людей — таких, как Юлия Марушевская, — которые демонстрируют огромное желание добиться изменений. Не повредило ему и то, что он вызвал значительное недовольство украинских националистов, пригласив на работу в качестве своего заместителя человека из России — Марию Гайдар, которая у себя на родине активно выступала против Путина, а теперь в Одессе будет заниматься перестройкой системы управления.
Можно ли сдержать Саакашвили?
Однако сегодня, спустя полгода после назначения Саакашвили, раздается все больше критических голосов. Люди спрашивают: не являются ли все эти вихри простым сотрясением воздуха, поскольку пока Саакашвили может предъявить лишь небольшое количество осязаемых результатов. Кроме того, Одесса, кажется, стала тесной для Саакашвили. В Киеве, где он бывает все чаще, он ввязался в резкий спор с премьер-министром Арсением Яценюком и с некоторыми членами кабинета министров. Подобный конфликт способен разрушить и без того хрупкое правительство, особенно после того, как в ходе совещания в начале недели Саакашвили совершенно вышел из себя и набросился с обвинениями на министра внутренних дел Арсена Авакова. Саакашвили назвал его «вором» — после чего министр внутренних дел запустил в него стакан с водой.
На опубликованной в четверг видеозаписи произошедшего конфликта можно видеть, как президент Порошенко сидит рядом, закрыв лицо руками.
Пока еще не ясно, сможет ли Саакашвили после этого «позорного инцидента» (Порошенко) долго оставаться в Одессе. И никто не может сказать, будет ли продолжен начатый им эксперимент, если он уже не сможет защищать членов своей команды.
Да и сами члены его команды — уже не такие чистые, как это было в начале. Все чаще теперь говорят о темных сторонах и подозрительных контактах на жизненном пути его сотрудников. Так, например, отец поддержанного Саакашвили кандидата на пост мэра раньше работал в КГБ, а имевшаяся у него информация о взятках и преступлениях в городе позволила ему сколотить капитал. Еще один близкий к Саакашвили сотрудник раньше работал в российской государственной нефтяной компании, а другой коллега когда-то имел деловые контакты с человеком, партнером которого был аферист.
Здесь верят всему и ничему
В большинстве случаев сложно понять, из какого источника поступает все увеличивающийся поток подобных сведений, и при этом нелегко определить, что является правдой, что полуправдой, а что вымыслом. Некоторые сведения публикуются в серьезных средствах массовой информации, но есть и информация, выплывающая на поверхность из мутных глубин интернета.
Можно ли говорить о том, что причиной мнимых или реальных разоблачений на анонимных и поддерживающих «Майдан» веб-сайтах является реальное разочарование — или за этим в действительности стоят некие силы, которые хотят, чтобы все осталось по-прежнему? Громкие протесты против коррупции могут быть эффективным средством их тихой защиты. Украина в период своей независимости много видела такого, во что было трудно поверить, и поэтому многие склоняются к тому, чтобы одновременно верить всему и ничему не верить.
Юлия Марушевская также сталкивается с подобного рода мистификациями в украинской политике XXI века. Сразу после ее назначения на пост главы таможни в интернете появились сообщения о том, что она якобы получила это место с одной целью — поставить одесскую таможню под контроль мэра Львова.
Цепочка доказательства строится на том, что ее муж работает менеджером в принадлежащей мэру Львова медиакомпании. А еще говорится о каком-то загадочном SMS-сообщении, направленном летом членом парламента одному блогеру.
Эта история была представлена как разоблачение — то есть так, как будто Юлия Марушевская пытается скрыть от общественности данные относительно своего брака. При этом она носит обручальное кольцо — а информация о ее муже взята из налоговой декларации, которую она опубликовала в интернете на сайте одесской областной администрации.