Общественные организации играют важную роль в формировании общественного мнения и влияют на него не меньше, чем избранные власти. Недавно израильская общественность ознакомилась с целой группой «внедренных» организаций, получающих финансирование от иностранных правительств, распространяющих клевету против Израиля и нередко прибегающих к откровенной подтасовке, чтобы способствовать делегитимации страны как изнутри, так и извне. Возникает вопрос, что причина и что следствие, кто был вначале — внедренный или внедряющий?
По одной версии, эти организации изначально придерживались крайне левых взглядов, и их антиизраильская деятельность привлекла внимание иностранных правительств, начавших финансировать их, чтобы усилить их влияние на общественное мнение в Израиле. По другой теории, сначала эти организации были вполне легитимными и поднимали очень важные вопросы, но деньги иностранных правительств привели к их радикализации, поощряя открытую антиизраильскую деятельность.
Не имеет значения, что первично, а что вторично. После создания отношений между внедренными и внедряющими до антиизраильской деятельности остается один шаг. Складывается ситуация, при которой организациям приходится отрабатывать средства, чтобы получать все больше и больше денег ради расширения своего влияния на общественное мнение и закрепления господствующих позиций, из-за чего они становятся более радикальными и добывают все новые «свидетельства», даже ценой искажения правды. Достаточно разрушить одно из звеньев этого круга, чтобы вернуть ситуацию в рамки и придать общественной дискуссии здоровый характер критики и исправления недостатков.
В демократическом государстве трудно ограничивать свободу слова. Даже когда речь идет о лживой пропаганде, направленной на международную делегитимацию, процесс доказательства причиненного ущерба слишком длинный и зачастую требует крайне сложной юридической борьбы из-за второстепенных аспектов. Принятие закона против критики государства может причинить ущерб организациям, искренне переживающим за судьбу страны, которые законно поднимают проблемы, требующие решения. Поэтому любой законопроект о запрете антиизраильской политической деятельности причинит много вреда и не принесет никакой пользы.
Слабое звено этого порочного круга — иностранное финансирование. Перечисление средств легко отследить, нетрудно доказать их происхождение. Сегодня существуют законы, ограничивающие финансирование кандидатов в депутаты Кнессета и запрещающие получать деньги от иностранных государств. Основание этого запрета простое — недопустимо, чтобы депутат Кнессета зависел от иностранных денег и обслуживал в парламенте чужие интересы. В нашей реальности, когда общественная организация с бюджетом в десять миллионов шекелей в год (около 2,5 миллионов долларов) имеет больше влияния на общественное мнение, чем депутаты Кнессета, следует распространить этот простой принцип и на движения политического толка.