Согласно оценкам МВФ и Экономической комиссии для стран Латинский Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) экономическая ситуация в Латинской Америке переживает серьезные трудности. 2015 год стал годом спада, а 2016 год не будет выглядеть намного лучше. Таким образом, в Латинской Америке на протяжении последних трех лет отмечается замедление темпов экономического роста.
Похоже, что мы вступили в период нового экономического кризиса, который по своим масштабам может превзойти азиатский мировой кризис 1997 года, последствия которого Латинская Америка ощущала вплоть до 2003 года. Период экономический роста так называемого «латиноамериканского десятилетия» (2004 — 2013 года) застопорился и теперь приходится на это смотреть как на несбывшуюся надежду.
Экономическая ситуация в регионе разнообразна. Так, страны-экспортеры энергоресурсов и сырья, которые получали огромные выгоды от энергетического бума, в последнее время оказались в проигрыше, а страны Центральной Америки и Карибского бассейна (Куба, Доминиканская республика) в выигрыше. В 2015 году в этих странах экономический рост составил 4%. Это произошло из-за резкого обвала цен на нефть.
В Мексике отмечается медленный экономический рост — 2,5%, что соответствует среднегодовому показателю экономического роста за последние 25 лет. Но это явно не отвечает экономическому и экспортному потенциалу страны.
На этом фоне негативная ситуация складывается в странах Южном Америки, где отмечается экономический спад на уровне 0,4%. В следующем году ожидается нулевой рост. Самая тяжелая ситуация отмечается в Венесуэле — страна находится на пороге экономического (политического) краха. Такого не было за всю историю Венесуэлы.
Бразилия переживает обострение финансовой ситуации и кризис системы управления, с которыми она не сталкивалась, начиная с 30-х годов прошлого столетия. Не намного лучше ситуация в Аргентине, я думаю, что в 2016 году она столкнется с рецессией из-за макроэкономических корректировок, которые становятся неизбежными.
Следует отметить, что даже те страны, которые традиционно показывали высокие темпы экономического роста — Чили, Колумбия, Перу и Уругвай — в настоящее время демонстрируют ухудшение экономической ситуации. Аналогичная ситуация происходит в Парагвае. Эквадор оказался в наихудшем положении из-за долларизации страны, в связи с обесцениванием национальной валюты соседних стран эквадорские товары оказались неконкурентоспособными.
В наиболее благоприятной экономической ситуации находится Боливия, которая сумела в годы высоких цен на энергоносители накопить солидные золотовалютные резервы.
Таким образом нынешняя экономическая ситуация в Латинской Америке является отражением не только циклических, но и структурных проблем. С точки зрения конъюнктуры, необходимо напомнить, что бум латиноамериканских экономик пришелся на период с 2003 года по 2007 год, когда среднегодовой экономических рост составлял 5,4%. Он был основан на сочетании четырех благоприятных внешних факторов: высокие темпы роста международной торговли, повышение цен на сырье, свободный доступ к международному финансированию, ослабление миграционной политики в США и Испании.
Глобальный финансово-экономический кризис (2007-2009 годов) привел к исчезновению двух первых благоприятных внешних факторов. Мир вступил в эпоху «суперцикла» падения цен на сырье, который привел к обрушению цен на нефть во второй половине 2014 года. Был серьезно затруднен доступ к внешним заимствованиям. В силу указанных выше причин экономический рост в латиноамериканских странах замедлился до 3,2% в период с 2008 года по 2013 год, а в 2014 году вошел в штопор.
На сегодняшний день самым сложным вопросом остается внешнее финансирование. На протяжении последних полутора лет мы сталкиваемся с бегством капитала из развивающихся экономик. Многие крупные компании в регионе имеют чрезмерную задолженность в иностранной валюте, что, в целом, ограничивает доступ к международным рынкам капитала.
Вместе с тем, в отличие от предыдущих финансово-экономических кризисов, нынешний кризис не выглядит критическим. За некоторым исключением, регион имеет положительный платежный баланс, в первую очередь, это касается внешнего долга. На сегодняшний день он составляет 14% ВВП, для сравнения, в 2003 году — более 30%. Это положительно сказывается на рынке ценных бумаг, стоимость которых лишь незначительно упала по сравнению с 1998 — 2003 годами, а тем более, если мы сравним с 2008 годом, когда произошло банкротство крупнейшего американского инвестбанка Lehman Brothers.
Структурные проблемы Латинской Америки являются следствием накопленного технологического отставания по сравнению с азиатскими и развитыми странами. Во времена высоких цен на сырье и энергоносители в регионе наблюдалась деиндустриализация, которая была особенно характерна для стран Южной Америки.
Не остались вне кризиса и такие важнейшие южноамериканские интеграционные проекты, как Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и Андское сообщество, которые были созданы для продвижения межрегиональной торговли. К этому следует добавить серьезное отставание в сфере образования и транспортной инфраструктуры. Согласно исследованиям Банка развития для стран Латинской Америки и Экономической комиссии (ЭКЛАК), необходимо в ближайшие годы увеличить втрое объем инвестиций в эти сферы, чтобы уменьшить отставание по сравнению с азиатскими странами.
Таким образом, мы вполне понимаем, какой должна быть политическая ориентация стран Латинской Америки на ближайшие годы. Речь идет не столько о необходимости проведения «структурных реформ» в классическом ее понимании, сколько о необходимости улучшения работы рыночных механизмов.
Это, касается, амбициозных программ по повышению производительности и технологического обновления. Эти программы должны быть подкреплены другими амбициозными планами в сфере образования и транспортной инфраструктуры. В краткосрочной перспективе развитие транспортной инфраструктуры может стать рычагом для экономического восстановления Латинской Америки.
Хосе Антонио Окампо — профессор Колумбийского университета и председатель Комитета экономических и социальных советов по политике развития Организации Объединенных Наций.