При помощи государства и Европейского союза рыбопромышленники Латвии еще пытаются поднять голову. Многие до сих пор не расстаются с ожиданиями на то, что российский рынок в скором времени будет открыт. Однако эксперты отрасли предупреждают: нет ни одного сигнала, указывающего на обоснованность таких надежд. Даже если произойдет чудо, то рынок соседней сверхдержавы для наших производителей уже не будет таким, как раньше, — покупательская способность в России существенно снизилась.
Нелегко и в других странах
Руководитель предприятия Karavela Андрис Бите рассказал, что в последние годы из-за успеха на российском рынке латвийские рыбопромышленники расслабились, но и упреки в неспособности переориентироваться тоже несправедливы. «На протяжении долгих лет в России наша рыбоперерабатывающая промышленность считалась ценностью — это относилось и к нашим товарам, и к брэндам. Отрасль зарабатывала хорошо. Разумеется, такое положение, когда есть один рынок, на котором ты доминируешь, — будь то в России или в Америке — усыпляет. Но мне не нравится, когда звучат упреки: мол, давно чувствовалось приближение проблем в сотрудничестве с Россией. Но если россияне покупали в больших объемах, то почему же мы не должны были продавать? Только потому, что назревали проблемы?», — риторически спрашивает Бите. Он пояснил, что у многих предприятий не было мотивации искать новые рынки сбыта. Производственные мощности были загружены, у людей была работа, уплачивались налоги поступала прибыль.
На объемы продаж рыбной продукции предприятия Россия повлияла только частично. Более серьезные проблемы возникли в связи с обвалом национальных валют таких стран, как Казахстан, Узбекистан и Азербайджан.
«Весь среднеазиатский регион вместе с Россией и Украиной в прошлом году обеспечил примерно 40% нашего оборота. Сейчас поставки в Россию полностью прекращены, с Украиной все практически остановилось, потому что там наступил ад, и ни у кого нет денег. В Средней Азии объемы реализации резко сократились — как только девальвировалась валюты, все импортные товары подорожали. Людям необходимо время, чтобы привыкнуть к новым ценам», — отметил Бите.
Шпроты в Японии
Президент Латвийской ассоциации рыбопромышленников Дидзис Шмитс подчеркнул, что пока сложно прогнозировать, насколько успешной будет борьба за развитие экспорта наших шпрот за пределы традиционных рынков их сбыта. На данный момент объемы реализации относительно хорошие — шпроты экспортируются в 55 стран. Одно из направлений — Китай, о котором много говорят. Но интересно, что в Японии, куда экспорт обсуждался меньше, латвийских рыбных консервов продается значительно больше, и каждый год наблюдается ярко выраженная тенденция к росту.
«Обстоятельнее о результатах можно будет поговорить через два года. Что касается Китая — все зависит от готовности китайцев изменить привычки в питании. Сейчас мы видим огромный потенциал, состоятельные жители Китая больше, чем когда-либо прежде, стараются открыть для себя все новое, в том числе европейское», — отметил Шмитс.
Зеленый свет для сардин
Глава ассоциации рыбопромышленников призывает представителей отрасли подумать о новых возможностях развития производства, которые дает Балтийское море. К примеру, наряду с килькой и салакой, можно перерабатывать сардины, которые сейчас стали очень популярным продуктом в Западной Европе, США и Канаде.