Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Забудьте про оленей, у Санты есть ВВС

Мастерская Санта-Клауса давно уже находится в авангарде авиационных технологий

© AP PhotoПилот грузового самолета C-130 американских ВВС в Ираке, 2005 год
Пилот грузового самолета C-130 американских ВВС в Ираке, 2005 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Долгие годы СМИ увековечивали миф, что Санта на Рождество перемещается на санях, запряженных волшебными оленями. Но времена меняются, и мы теперь можем рассказать всю правду. В наши дни Санта-Клаус может похвастать одними из самых крупных военно-воздушных сил в мире, от истребителей до бомбардировщиков. Вот основной состав его полярной рождественской авиации.

Долгие годы средства массовой информации увековечивали миф о том, что Санта на Рождество перемещается на санях, запряженных восемью (а может, девятью) волшебными оленями. Санта-Клаус будто бы путешествует на этих санях по всему свету с огромной скоростью, доставляя огромное количество подарков как по мановению волшебной палочки.

Времена меняются, и мы теперь можем рассказать всю правду. На самом деле Мастерская Санта-Клауса давно уже находится в авангарде авиационных технологий. Санта первым начал использовать дирижабли для доставки подарков и игрушек, сделав это задолго до Первой мировой войны. Потом он перешел к самым современным летательным аппаратам тяжелее воздуха. В эпоху реактивной авиации Санта вступил в 1950-е годы, доставляя подарки на самых современных тяжелых бомбардировщиках.

Сегодня Мастерская Санта-Клауса может похвастать одними из самых крупных военно-воздушных сил в мире. Вот основной состав его полярной рождественской авиации.

V-22 Osprey

Иногда Санте нужен размер, а иногда маневренность. Долгие десятилетия Мастерская Санты использовала различные вертолеты, чтобы добираться в отдаленные города и деревни. От них отказались, когда появился конвертоплан V-22 Osprey. Благодаря скорости, грузоподъемности, вертикальному взлету и посадке «Оспри» выгодно отличается даже от самых лучших вертолетов. Эта машина может доставлять более девяти тонн подарков на расстояние тысяч километров, совершая вертикальную посадку, а затем возвращаясь на базу. Не будет преувеличением сказать, что «Оспри» произвел революцию в системе Санты по доставке подарков в сельскую местность.

Ан-225 («Казак» по кодификации НАТО)

Иногда нужен такой самолет, который может перевезти огромный груз. Из всех крупных транспортных самолетов мира Ан-225 («Казак» по кодификации НАТО) самый большой. Он может перевезти 200 с лишним тонн грузов на расстояние более четырех тысяч километров. Советы построили только один Ан-225, взяв за основу самолет Ан-124, и теперь он эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines. Создавался этот самолет для перевозки советского космического челнока «Буран», но после распада Советского Союза он восемь лет находился в резерве, после чего его вернули в строй в качестве транспортной машины. За это время Санта тихо подписал контракт на покупку второго самолета, но в конце холодной войны его строительство было прекращено. «Казак» это один из самых больших в мире самолетов, и он обладает уникальными способностями, перевозя огромный груз по указанию Санты.

F-35B

Каждый год Командование воздушно-космической обороны Северной Америки следит за перемещением Санты по миру. Но захватить и уничтожить эту цель ему не удалось ни разу. Тем не менее, Санте не следует игнорировать все более современные и совершенные системы ПВО, которые появляются во всем мире.

У F-35B есть свои проблемы, но это единственный на нашей планете самолет, сочетающий сверхзвуковую скорость и технологию «стелс», а также могущий взлетать и садиться вертикально. Но в конфигурации «стелс» у F-35B очень незначительная грузоподъемность (две 450-килограммовые бомбы плюс средства ПВО общим весом примерно 1 300 килограммов). Тем не менее, этого достаточно, чтобы доставлять подарки даже в самые защищенные от авиации районы. Однако критики отмечают, что из-за установки на борту программного обеспечения по доставке подарков штучная себестоимость самолета просто зашкаливает, и даже Санте такие машины в большом количестве не по карману.

KC-10 Extender

Дозаправка это очень важно, ведь самолеты не летают на новогоднем шампанском. Будучи негосударственным игроком, Мастерская Санты не может рассчитывать на легкий доступ к аэродромам и взлетно-посадочным полосам. Самолет-заправщик KC-10 Extender, разработанный в начале 1980-х годов на базе DC-10, обеспечивает полярные ВВС исключительно важной возможностью для дозаправки в воздухе. Имея заправочные емкости в два раза большие, чем у KC-135, KC-10 Санты обеспечивают полеты его полярной авиации на большие расстояния, через океаны, пустыни и леса. Кроме того, в случае крайней необходимости KC-10 Extender и сам может взять на борт немалый груз подарков, а также небольшую армию эльфов и оленьей кавалерии.

E-3 Sentry

Как и любая другая крупная организация, Мастерская Санты прежде всего нуждается в управленческой информационной системе. Санта должен знать, какие посылки куда доставлять. Он должен быть в курсе капризных погодных условий в зимнее время, а также понимать, куда НОРАД направляет свои перехватчики. Наверное, Санта самый жадный потребитель информации на нашей планете.

Ни один самолет в мире не распоряжается информацией лучше, чем E-3 Sentry. С конца 1970-х годов этот самолет следит за воздушным пространством в интересах США, фиксируя контакты своих и чужих самолетов, а также обеспечивая командование информацией во всей ее полноте. Имея соответствующую рождественскую конфигурацию, E-3 играет исключительно важную роль, помогая доставлять подарки в нужное время и в нужное место.

Что дальше?

Какие самолеты могут понадобиться Санте в будущем? Мастерская Санты наверняка начнет закупать KC-46, как только он появится на рынке, и уж конечно Санта заинтересуется стратегическим бомбардировщиком большой дальности LRS-B, особенно если компания Northrop сумеет удержать под контролем затраты на его строительство.

Большой вопрос заключается в том, захочет ли Санта воспользоваться беспилотниками. Эльфы и погонщики оленей недешевы, и никто не захочет освобождать оленя Блитцена из северокорейской тюрьмы (снова). Ходят слухи, что Санта серьезно заинтересовался моделью дрона компании Amazon, которая осуществляет доставку в течение дня. Но если летчики полярных ВВС сменят свои штурвалы на компьютерные экраны, это будет печальное зрелище.

Роберт Фарли часто публикует статьи в The National Interest. Он автор книги The Battleship Book. Фарли преподает в Паттерсоновской школе дипломатии и международной торговли (Patterson School of Diplomacy and International Commerce) при Университете Кентукки. Его сфера специализации включает военную доктрину, национальную безопасность и морские дела.