Рубль может ослабевать и дальше, опустившись даже ниже рекордного минимума, установленного им год назад по отношению к доллару. При этом он не нанесет смертельного удара по российской экономике. Таковы выводы аналитического исследования, проведенного Bloomberg.
По словам 17 из 20 респондентов, опрошенных в ходе этого исследования, российская валюта должна упасть на 20 с лишним процентов ниже 90 рублей за доллар, и только после этого в стране может наступить полномасштабный кризис. Если возникнет такая угроза, у Банка России в арсенале есть немалый набор инструментов, включая вербальные валютные интервенции, рыночное вмешательство, срочное повышение процентных ставок и контроль над движением капитала.
«Чтобы вызвать значительные потрясения, курс рубля по отношению к доллару должен опуститься ниже 90, — сказал аналитик московского „Промсвязьбанка“ Сергей Наркевич. — В 2015 году российскому финансовому руководству в основном удавалось избегать негативных последствий на валютном рынке, удерживая финансовую систему на плаву и в рабочем состоянии».
России как самому крупному в мире экспортеру энергоресурсов приходится справляться не только с международными санкциями, но и с падением нефтяных цен, из-за чего она может вступить в самую долгую рецессию за последние 20 лет. Рубль с начала прошлого года подешевел примерно на 54%, и из-за такого падения Центробанк с июля сделал паузу в цикле количественного смягчения. Однако увеличение доходов от продажи нефти и газа в рублевом эквиваленте помогает бюджету компенсировать снижение сырьевых цен.
Рубль, инфляция
Тем не менее, ослабление курса грозит спровоцировать инфляцию. Основываясь на данных за прошлые годы, Societe Generale SA дает оценку, что 10%-е обесценивание рубля добавляет от 50 базисных пунктов до полного процентного пункта к годовому уровню инфляции в России. Руководитель Банка России Эльвира Набиуллина в этом месяце заявила, что воздействие рубля на повышение цен ослабевает.
Рубль, который в декабре прошлого года понизился до исторического минимума, составив 80,10 рубля за доллар, в этом месяце ослаб почти на 6%. После аргентинского песо он демонстрирует худшие показатели среди 24 валют на формирующихся рынках, которые отслеживает Bloomberg. Соотношение между российской валютой и ценой нефти марки Brent в декабре увеличилось и в среду составило 0,74. Показатель 1 свидетельствует о том, что цены на них движутся синхронно.
Возобновившееся понижение нефтяных цен создает угрозу российской экономике, но более слабый рубль может быть положительным фактором, если такое курсовое ослабление не является результатом внезапного краха, говорит Пер Хаммарлунд (Per Hammarlund), работающий старшим аналитиком по формирующимся рынкам в стокгольмской компании SEB.
«Упорядоченно, постепенно»
«Курс рубля менее важен, чем темпы его падения, — отмечает Хаммарлунд. — Упорядоченное и постепенное снижение курса правительство может только приветствовать, поскольку оно увеличивает его нефтяные прибыли в пересчете на рубли».
Цена Brent в рублевом выражении во вторник опустилась до самой низкой отметки с ноября 2010 года, из-за чего правительству стало труднее искать источники доходов для устранения самого мощного бюджетного дефицита за пять лет.
Центробанк обещает воздерживаться от интервенций на валютном рынке, если курсовые скачки рубля не будут угрожать финансовой стабильности. Трехмесячная курсовая волатильность российской валюты по-прежнему является четвертой в мире с показателем 18,3, отставая лишь от Аргентины, Бразилии и Колумбии, но она существенно опустилась с начала года, когда этот показатель в январе был равен 90, о чем свидетельствуют данные, собранные Bloomberg.
«Полный арсенал»
«В распоряжении Банка России по-прежнему имеется полный арсенал инструментов на случай углубления кризиса, — сказала старший экономист лондонского Royal Bank of Scotland Plc. Татьяна Орлова. — Хотя вербальные интервенции — самый дешевый инструмент в использовании, в случае резкого падения нефтяных цен могут быть использованы и другие инструменты, которые намного дороже».
В предстоящие месяцы наиболее вероятным инструментом в качестве антикризисной меры для Банка России могут стать валютные интервенции, о чем говорят 17 из 23 опрошенных Bloomberg экономистов. 16 считают, что вероятнее вербальная интервенция, и такое же количество респондентов полагают, что может быть использовано экстренное повышение ставок. 11 человек сказали, что возможны меры контроля за движением капитала.
Хотя президент Владимир Путин утвердил бюджет на будущий год, который строится на цене нефти 50 долларов за баррель и дефиците 3%, министр финансов Антон Силуанов заявил 16 декабря, что его министерство готовит на предстоящий год различные сценарии. Выступая на прошлой неделе на ежегодной пресс-конференции, Путин назвал «очень оптимистическим» прогноз в 50 долларов на 2016 год.
Экономические прогнозы
Согласно среднему показателю другого исследования, составленному на основании оценок 39 экономистов, в 2016 году экономика сократится на 0,5% по сравнению с нынешним годом, в котором респонденты ожидают нулевой рост. В последние недели возобновилась распродажа акций нефтяных компаний, из-за чего банки, такие как JPMorgan Chase & Co., понизили свои прогнозы по российской экономике.
«Значительное ослабление валюты возможно, если цена нефти в среднесрочной перспективе останется ниже 40 долларов за баррель, — сказал экономист из московской компании „Ренессанс Капитал“ Олег Кузьмин. — Тем не менее, мы сомневаемся, что возможное ослабление рубля при таких сценариях поставит под угрозу финансовую стабильность России».