Принятый на прошлой неделе Конгрессом сводный бюджетный законопроект содержит норму, которая фактически отменяет введенный год назад запрет на покупку у России ракетных двигателей РД-180. Это наглядно демонстрирует насколько опасно с финансовой и геополитической точек зрения откладывать решение насущных проблем национальной безопасности.
Данный вопрос вызывает серьезные споры среди сенаторов-республиканцев. Ричард Шелби (Richard Shelby), сенатор от Алабамы, в которой United Launch Alliance производит ракеты Atlas V, использующие двигатели РД-180, называет запрет «безответственной» мерой, «подрывающей нашу национальную безопасность». Сенатор Джон Маккейн (John McCain) между тем утверждает, что отмена запрета будет фактически означать «субсидирование российской интервенции на Украину и финансирование путинской воровской шайки».
Оба сенатора по-своему правы, что отражает ухудшение отношений между Америкой и Россией и увядание американской космической программы.
Хотя мы обогнали Советский Союз в космической гонке, первыми высадившись на Луне, теперь Соединенные Штаты больше не могут отправлять астронавтов в космос без помощи России. Мы также не можем запускать ракеты Atlas V, которые используются для вывода на орбиту тяжелых спутников, важных для национальной безопасности, без российских двигателей РД-180.
Эта зависимость стала побочным следствием оптимизма, сопровождавшего окончание холодной войны. В 1993 году вице-президент Эл Гор (Al Gore) и российский премьер-министр Виктор Черномырдин заключили договоренности о различных формах космического сотрудничества, одной из задач которых было дать советским ракетостроителям работу в мирной сфере. В конечном итоге именно это подтолкнуло Lockheed Martin выбрать для ракет Atlas V надежные и недорогие двигатели РД-180. Однако позднее американо-российские отношения ухудшились. В итоге, после аннексии Крыма и интервенции на Украину 2014 года, Конгресс запретил дальнейшее использование РД-180, производитель которых — НПО «Энергомаш» — принадлежит российскому государству и находится под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, подпавшего под американские и европейские санкции из-за своей причастности к российским операциям на Украине.
Ситуация осложняется тем, что ракеты рассчитаны на использование конкретных двигателей, а идеальной замены Atlas V и РД-180 у США нет. Правительство признало эту проблему еще в 1995 году, когда министерство обороны приняло программу по совместному производству РД-180 в Америке к 1999 году. В итоге после долгих отсрочек правительство в 2007 году решило, что производство эти двигателей в нашей стране обойдется слишком дорого.
Многолетнее промедление завело Соединенные Штаты в тупик. Согласно докладу ВВС США от 2014 года, прекратив импортировать РД-180, Америка уже в 2016 году израсходует имеющийся запас двигателей и не сможет осуществлять планируемые запуски Atlas V.
United Launch Alliance также выпускает ракеты Delta IV, которые стоят намного дороже «Атласов», а у SpaceX есть ракета Falcon-9, которую министерство обороны в мае сертифицировало для участия в проектах из области национальной безопасности. Если заменить ими Atlas V, это может отчасти спасти положение, однако в таком случае придется отложить, как минимум, девять миссий в среднем на два года. Вдобавок, это будет дополнительно стоить не меньше 2,5 миллиарда долларов.
Отмену запрета на закупку РД-180 нельзя считать надежным решением. Ключевой для нашей национальной безопасности вопрос в этом случае по-прежнему будет зависеть от ненадежного партнера. Недаром г-н Рогозин в мае 2014 года предупреждал в своем «Твиттере», что Россия может гарантировать экспорт РД-180 в США только в том случае, если эти двигатели «не будут использоваться в интересах Пентагона».
Закупка РД-180 также не укрепит американскую национальную безопасность, если время, которое мы таким образом выиграем не будет использовано для создания замены российскому двигателю и избавления от зависимости. При этом нам следует не выбирать какой-то один двигатель производства конкретной фирмы, а развивать технологии двигателестроения, которые смогут использовать все американские космические компании. Только это сможет обезопасить наши перспективы в области космических пусков. Конкуренция на этом рынке станет страховкой для американского правительства на тот случай, если компания, на которую оно сделает ставку, разорится или столкнется с техническими проблемами.
Решение проблемы РД-180 дорого нам обойдется. Однако сейчас, когда мы вернулись к конкуренции между великими державами и когда другие страны все активнее ведут себя на околоземной орбите, самостоятельный доступ в космос становится для США не роскошью, а необходимой вещью.
Майкл Сингх — управляющий директор Вашингтонского института ближневосточной политики. С 2005 года по 2008 год он занимался ближневосточной проблематикой в Совете национальной безопасности.
Питер Маркес с 2007 года по 2010 год работал в Совете национальной безопасности директором по проблемам космоса. Сейчас он возглавляет вашингтонскую консалтинговую компанию Ascending Node, специализирующуюся на космической отрасли и вопросах национальной безопасности.