В гонке кандидатов от консервативной Республиканской партии на участие в президентских выборах, которые состоятся в следующем году в США, с большим отрывом выходит вперед «король недвижимости» Дональд Трамп (Donald Trump) с риторикой, направленной против мусульман и беженцев.
Привлекательность Трампа в глазах электората правого крыла весьма повысилась в связи с недавними терактами ИГИЛ в Париже и американском городе Сан-Бернардино. Призывы Трампа поставить мусульман в США на специальный учет и не пускать их в страну вызывают возмущение в исламском мире, но находят отклик у многих рядовых американцев.
Винить массы, конечно, бессмысленно. Критиковать можно и нужно тех, кто использует их страхи и беспокойство как капитал для достижения своих политических интересов. Трамп тоже попадает в эту категорию.
В 1960-е годы, когда в Америке зашкаливал расизм в отношении черных, известный американский певец Фрэнк Синатра сказал: «Ни один ребенок не рождается с предрассудками. Предубеждение — один из редких вскормленных и выращенных видов невежества». И, очевидно, он понимает это лучше Трампа.
Нетрудно догадаться, что, если Трамп станет президентом (а в этом мире все бывает), он схватится за «аргумент о мажоритарности» с целью оправдания дискриминирующих и негативных шагов. В ответ на критику внутри страны и за рубежом он скажет: «Итоги выборов — это святое. Я победил, и все должны уважать это».
Мы видим это по публичным дебатам, в которых Трамп участвует наряду с другими кандидатами от республиканцев. Когда Трамп затрудняется ответить своим конкурентам, он использует простонародные и агрессивные выражения вроде «а ты посмотри на мое место по опросам общественного мнения, все остальное не имеет значения».
У тех, кто обращает внимание на слова Трампа в исламском мире, несомненно, есть и такая точка зрения: «Что бы он ни говорил, культура демократии на Западе опирается на плюрализм. И он, в конце концов, будет вынужден уважать мусульман».
Но Трамп не так-то просто изменит свою позицию по этим вопросам. «Перевоспитает» его, в конечном счете, политический строй в его стране. Демократии в цивилизованном мире, конечно, нет альтернативы. Даже если понимать «демократию» в самом грубом смысле, «голос пастуха в горах» имеет силу наравне с голосом каждого.
При этом в развитых демократиях есть общепринятые правила. И концепция «избранный президент делает, что хочет» не работает. С этой целью 228 лет назад в американской президентской системе были введены конституционные механизмы сдержек и противовесов. Власть была распределена между независимыми друг от друга законодательными, исполнительными и судебными органами.
Из-за этой системы Ричард Никсон (Richard Nixon) был вынужден оставить пост президента после Уотергейтского скандала. Никсон не держался за аргумент: «Меня выбрал народ, и только народ может снять меня с должности». После своей отставки Никсон избежал суда благодаря помилованию Джеральда Форда (Gerald Ford), сменившего его на посту президента.
Поскольку эффект «механизма сдержек и противовесов» проявит себя не сразу, и потребуется пройти через определенные конституционные процедуры, победа Трампа не принесет пользы ни исламскому миру, ни остальным частям света.
Несмотря на гнев в отношении мусульман после парижских терактов, французы, например, опираясь на свой «разум», а не «личные мотивы», преградили путь ультраправой Марин Ле Пен (Marine Le Pen), идеи которой почти ничем не отличаются от тех, что пропагандирует Трамп. Остается только надеяться, что, в конце концов, американцы сделают то же самое.
А как один из тех, кто более или менее знает американцев, я полагаю, что Трамп проиграет выборы.