Уходящий год начался и заканчивается трагически: выстрелами в Париже. В январе — нападение на сатирический журнал «Шарли Эбдо» и еврейский супермаркет. Погибли 17 человек. В ноябре исламисты убили 130 человек в Париже и пригороде французской столицы. Вся Европа была в шоке.
Нападение на «Шарли Эбдо» президент Франции Олланд характеризовал как «ужасающее варварство». В конце года он уже уверен, что Франция находится в состоянии войны с «Исламским государством», которое действует в Сирии, Ираке и Северной Африке. «Это акт войны», — заявил Олланд 14 ноября. И добавил: «В состоянии войны нация должна принимать соответствующие решения. Военные действия были совершены террористической армией исламистов ДАИШ (сокращение от названия "Исламского государства" на арабском языке. — Ред.) Они направлены против Франции и против ценностей, против всех свободных стран».
Разные цели
Европейские политики и лидеры «большой двадцатки», собравшиеся сразу после теракта в Анталье, обещали солидарность и помощь. Жертвами кровавых терактов помимо Франции стали Турция и Россия. Появились надежды на создание небывалой широкой коалиции по борьбе с «Исламским государством». Но война в Сирии продолжается. Есть, правда, слабые шансы на политическое решение. Однако помимо борьбы с ИГ США, Россия, Саудовская Аравия, Иран, Франция, Турция — все преследуют в регионе различные цели.
Наглядной и опасной тому иллюстрацией стал инцидент с российским бомбардировщиком Су-24, сбитым турецкими ВВС. Обе стороны винят в случившемся друг друга, отношения между Анкарой и Москвой резко ухудшились. Нельзя исключить их дальнейшей эскалации.
Солидарность в действии: ФРГ участвует в военной операции
Франция запросила у стран ЕС помощь согласно статье 42-й Лиссабонского договора. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) обещала Франции неограниченную поддержку: «Мы сделаем все возможное, чтобы помочь в поимке преступников и совместной борьбе с террором». Вот так Германия стала участником операции в Сирии: она направляет в регион самолеты-разведчики «Торнадо», самолет-заправщик и фрегат для защиты французского авианосца.
Но солидарность проявлялось не только в военной поддержке. «Je suis Charlie» («Я — Шарли») — такие лозунги появились во всех цивилизованных странах мира после убийства журналистов французского сатирического журнала. «Я — Париж» — так звучал лозунг после терактов в ноябре. Вопреки страху перед террористами, французы выходили на улицы и исполняли «Марсельезу». «Мы, ваши немецкие друзья, чувствуем близость с вами. Мы плачем вместе с вами», — заверила французов Ангела Меркель.
Террор расползается по Европе
Но, кроме терактов в Париже, джихадисты предприняли во Франции еще ряд атак. В апреле террорист, атаковавший церковь, убил женщину. В июне удалось предотвратить нападение на фабрику близ Лиона, но перед этим джихадист ИГ обезглавил своего бывшего начальника. В августе пассажиры скоростного поезда сумели обезвредить террориста. 18 ноября прямо на улице одного из городов на еврея бросился с ножом исламист.
В Дании в феврале два человека были убиты во время нападения на синагогу и культурный центр. Террористические атаки произошли в Берлине и Лондоне. Но больше всех пострадали Турция и Россия. 10 октября в Анкаре бомба, взорванная во время мирной демонстрации, унесла жизни около 100 человек. 31 октября над Синайским полуостровом произошло крушение российского авиалайнера с туристами, возвращавшимися из Шарм-эш-Шейха в Санкт-Петербург. Все находившиеся на борту 224 человека погибли.
Ужесточение мер безопасности по всей Европе
Почти все следы террористов из Парижа вели в Бельгию. Теракты, как установила полиция, были подготовлены в районе Брюсселя Моленбек, давно известном, как оплот исламистов.
Несколько дней столица Бельгии находилась на осадном положении. Были закрыты метро, школы и университеты. И до сих пор на улицах городов встречаются вооруженные до зубов армейские патрули.
Министры внутренних дел стран-членов ЕС договорились о более тесной кооперации полиции и спецслужб. Принято решение об обмене данными авиапассажиров. Усилен контроль на границах стран, входящих в Шенгенскую зону. Одна причина — потоки беженцев, другая — опасения, что вместе с беженцами из страны в страну могут перемещаться и террористы.
Горькая правда, однако, состоит в том, что практически все ликвидированные или задержанные террористы — граждане европейских стран. Многие из них прошли военную подготовку в Сирии, Афганистане или Ираке и потом вернулись в свои страны, чтобы сеять там смерть и хаос.