Джордж Вашингтон и его солдаты провели Рождество 1776 года на берегу реки Делавэр в подготовке к опасной ночной переправе. Дул сильный ветер, в воде плавали глыбы льда. Один 16-летний солдат вспоминал, что «шел дождь, град, снег, было очень холодно, и в то же время дул сильнейший ветер». Между тем, историк Дэвид Маккаллоу (David McCullough) отметил, что ветер стал благословением: он скрыл шум, который солдаты создавали во время переправы, и позволил армии Вашингтона провести победную атаку на Трентон.
Для тех, кто там находился, такой неожиданный успех на Рождество стал переломным моментом. Он помог Вашингтону сохранить позицию лидера, укрепил боевой дух солдат и убедил Конгресс продолжить финансировать войну, которая шла довольно плохо. В тот момент многие внезапно поверили, что революция действительно может одержать победу: «Солдаты вели себя как люди, которые боролись за все то, что им ценно и дорого», — написал один из офицеров Вашингтона своей жене. Возможно, он был прав: сейчас уже очевидно, что события того дня действительно изменили настроение солдат, ход войны и, вероятно, ход истории.
Для тех, кто там был, это неожиданное рождественское перемирие стало переломным моментом. Оно доказало, что эта война бессмысленна, и что ее необходимо остановить. Один молодой солдат позже написал, что, «если бы он только смог рассказать своим согражданам, что на самом деле происходит, и если бы немецкие солдаты смогли рассказать правду своему народу, война закончилась бы». Но он ошибся. Спустя два дня его отряд получил приказ: солдаты, которых заподозрят в общении с врагом, предстанут перед военно-полевым судом и могут быть расстреляны. Снова начались бои, а Первая мировая война продлилась еще четыре года, унеся жизни сотен тысяч молодых солдат. Оглядываясь назад, можно сказать, что то рождественское перемирие стало аномалией, а вовсе не переломным моментом.
65 лет спустя солдаты Красной армии провели Рождество 1979 года у южной границы Советского Союза в подготовке к вторжению в Афганистан. Это вторжение началось в канун Рождества, и к 27 декабря войска КГБ уже были в Кабуле. Предполагалось, что эта миссия должна быть мирной — в конце концов, СССР пришел на выручку дружественному коммунистическому правительству Афганистана — но один командир батальона приказал своим солдатам сохранять готовность: «Если в вашу сторону будет сделан хотя бы один выстрел, открывайте огонь из всего, что у вас есть».
В тот момент многие представители Москвы уже понимали всю серьезность ситуации. Британский дипломат Родрик Брейтвейт (Rodric Braithwaite) написал, что «русские предвидели все негативные последствия силового вторжения» и даже ожидали, что международное сообщество отвернется от них. Но тем, кто был в Афганистане, это вторжение показалось успехом — своеобразным переломным моментом. Один советский чиновник заявил, что это была «удивительно смелая, успешная и — учитывая обстоятельства — дешевая кампания». Другой вспоминал, что афганцы «встречали наших солдат радушно, дарили им цветы и называли их освободителями».
Все они ошиблись. Афганская война обернулась катастрофой. Она вызвала сильное недовольство у союзников Советского Союза и разочарование и гнев у солдат и их семей. Она уничтожила бюджет и репутацию огромной страны. Оглядываясь назад, можно сказать, что это вторжение стало началом конца Советского Союза. Ровно 12 лет спустя, в Рождество 1991 года, Михаил Горбачев ушел со своего поста, и страна прекратила свое существование.
Какова мораль этой истории? Как таковой морали у нее нет, но стоит отметить следующее: иногда победное сражение действительно является победным сражением. Но иногда все происходит иначе. То, что кажется очевидным в это Рождество — победа Дональда Трампа, триумф Исламского государства, возрождение той империи, которую Горбачев покинул — спустя месяц, год или десятилетие может выглядеть совершенно иначе. Веселого вам Рождества!