Business Insider под конец года неожиданно снова вспоминает про прогноз Stratfor на 2015-2025 годы. По мнению авторов доклада, в грядущее десятилетие Россию ждет коллапс, к которому приведут санкции, снижение цен на нефть, падающий рубль и растущие военные расходы. Все это ослабит хватку Кремля над регионами, а вакуум власти приведет к тому, что Россия официально или неофициально раздробится на ряд полуавтономных регионов, которые могут даже и враждовать друг с другом. В этих условиях контроль над ядерным арсеналом России станет одной из главных глобальных забот. У США будут два варианта действий: либо ставить арсенал под контроль силовым путем, что не представляется сегодня реалистичным, либо добиваться такого экономического влияния в регионах России, которое позволит со временем нейтрализовать ядерную угрозу.
Совет по международным отношениям (Council on Foreign Relations — частная американская организация в сфере международных связей) опубликовала свой очередной ежегодный доклад, где около 500 опрошенных экспертов оценивают риски тех или иных конфликтов и войн для национальных интересов США. В 2016 году вероятность вторжения России в Украину или значительная эскалация боевых действий на Донбассе, согласно выводам доклада, уменьшилась и больше не представляет первоочередную угрозу для США. Тем не менее, впервые в докладе упоминается, что в 2016 году появится риск военного конфликта между Россией и страной-членом НАТО. Пока же американские эксперты видят главные угрозы для США в эскалации войны в Сирии и вступлении в наземный конфликт других держав, в террористических атаках на территории США или члена НАТО с большим количеством жертв, в кибератаках на инфраструктуру США, в ядерном кризисе в Северной Корее и в возможном хаосе и агрессии в Европе в связи с наплывом беженцев.
Что касается киберугроз, то SiliconANGLE в материале «Холодная кибервойна разгорится в 2016 году» цитирует Марка Пейнтера (Mark Painter), специалиста по безопасности в Hewlett Packard, который считает, что грядет тот день, когда в ответ на кибератаки будут наноситься реальные военные удары. По его словам, со времен холодной войны вероятность такого варианта событий никогда не была еще так высока, и поэтому сегодня между Россией и США установлена «горячая линия» для преодоления «кибернапряженности» между двумя странами и также на случай возникновения киберинцидентов.
О новой холодной войне с Россией в будущем говорят и талибы. Еще в начале декабря на своем сайте «Голос джихада» они предупредили Россию, что если та будет помогать официальному Кабулу экономически или военными действиями в борьбе против ИГИЛ, то будет вовлечена в новую холодную войну. По мнению талибов, ИГИЛ в Афганистане создано правительственными кабульскими и другими неназванными зарубежными спецслужбами как пропаганадистский проект для втягивания соседних стран в войну, а раздувание этой фиктивной угрозы может привести к вмешательству России в текущий конфликт, что уже в свою очередь приведет к «негодованию» борющегося против американских захватчиков афганского народа. В итоге, Россия будет снова воевать в Афганистане с поддерживаемыми Западом исламистами. Несколько дней назад талибы также опровергли слухи в СМИ, что они разговаривали об ИГИЛ с кем-либо из зарубежных партнеров или просили о помощи в борьбе с ИГИЛ. Это произошло после публикации Интерфаксом слов спецпредставителя президента РФ по Афганистану и директора департамента МИД России Замира Кабулова: «Интересы талибов и без стимулирования объективно совпадают с нашими. Я уже ранее говорил о наличии у нас с талибами каналов связи для обмена информацией». Эти слова в какой только интерпритации не разошлись по всему миру. Впрочем, сами талибы в своем опровержении переговоров с Россией конкретно по ИГИЛ тем не менее открыто пишут, что выходили и будут выходить на контакт со странами в регионе, чтобы «положить конец вторжению США» в Афганистан.
Пол Иддон (Paul Iddon), корреспондент Rudaw в иракском Эрибле, задается вопросом: есть ли у России стратегия на Ближнем Востоке, которая бы помогла решить проблемы в Ираке и Сирии в обозримом будущем? Ответ у него положительный. По мнению автора, Россия грамотно и осторожно пытается склонить на свою сторону как суннитов в Ираке, так и Свободную сирийскую армию в Сирии. Месяцы бомбежки ВКС России не привели к весомым результатам в Сирии, так как армия Асада истощена многолетней войной, а суннитским населением Сирии (особенно при виде участия «Хезболлы» и иранских военных) воспринимается лишь как инструмент шиитов и алавитов, желающих покончить с влиянием суннитов. На таких позициях война становится религиозной, и шансы у Асада полностью контролировать суннитское население страны даже после победы над ИГИЛ приближаются к мизерным. Поэтому заигрывания России со Свободной сирийской армией и суннитами — хорошая стратегия и она дает шанс представить войну как борьбу за единую Сирию без террористов, может помочь найти некий компромисс для создания единой сирийской армии в будущем, которая будет в состоянии контролировать уже всю страну. Участие России в таком процессе станет фундаментом для ее долгосрочного влияния на ту власть в Сирии, которая сложится, возможно, и после ухода Асада. В Ираке российская помощь суннитам в борьбе с ИГИЛ поможет уменьшить влияние Турции и Саудовской Аравии, что тоже в интересах России.