С первых дней атомной эры ядерное оружие предназначалось для уничтожения двух типов целей — военных объектов и городов с производствами. Впервые применяя ядерные бомбы на войне, Соединенные Штаты сбросили их на два японских города — Хиросиму и Нагасаки. Однако в дальнейшем, в ходе холодной войны между США и Советским Союзом, большая часть межконтинентальных баллистических ракет, несущих стратегическое ядерное вооружение, нацеливалась все же на военные объекты (с расчетом на так называемый контрсиловой удар) и лишь меньшая часть — на города и промышленные объекты. Тем не менее, для общественного сознания идея уничтожения городов многое значила. Она также играла важную роль в сдерживающей концепции «взаимного гарантированного уничтожения», которая была основана на идее противостояния двух сверхдержав, держащих друг друга на прицеле.
Угроза ядерной бомбардировки городов долгое время вызывала у людей ужас. К счастью за последние два десятилетия арсеналы были сильно сокращены. Как можно хотеть вернуться в эпоху страха? Новость о том, что Россия разрабатывает беспилотную подлодку, снабженную ядерным оружием, заставляет задаться именно этим вопросом. О новом оружии стало известно, когда в ходе ноябрьской встречи российского президента Владимира Путина с высокопоставленными военными, проходившей в Сочи, при телетрансляции в кадр попал один из материалов брифинга. Позднее Кремль заявил, что данные об «океанской многоцелевой системе “Статус-6”» не планировалось публиковать, и видеозапись была стерта, однако к этому моменту она уже успела разойтись по интернету.
Судя по всему, Россия создает тактические ядерные торпеды, способные проникнуть в гавань противника и вызвать — вдобавок к пагубным эффектам ядерного взрыва — разрушительную приливную волну. Они могут использоваться не только против военных целей — таких, как подводные лодки и базы флота, — но и против городов и промышленных объектов. Как можно заметить на видеозаписи, задачей системы объявляется «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени». Безусловно, существующие соглашения о контроле над вооружениями не запрещают разработку подобных средств, так как они не затрагивают малое тактическое ядерное оружие. Также следует отметить, что свои ядерные и неядерные силы сейчас модернизируют и Соединенные Штаты, и Россия, и Китай.
Проектируемые русскими подводные беспилотники, вероятно, отражают часто высказываемое г-ном Путиным желание дать ассиметричный ответ на американскую систему ПРО. Если это, действительно, так, Россия сделала крайне опасный выбор, способный создать совершенно новый тип ядерной угрозы. К сожалению, в Москве этот проект явно не вызовет общественной дискуссии, так как российские пресса и парламент в основном подконтрольны г-ну Путину, и за свои военные авантюры он почти ни перед кем не отчитывается.