Он догадывался, что это произойдет, знал, что его последние заявления могут дорого обойтись ему. Он сказал, что России необходима новая революция, что эта революция должна быть «мирной» и свершиться как можно скорее, так как «маразм вступил в финальную стадию» в этой стране. Он сделал такое заявление в Лондоне, или в Женеве, или в обеих столицах, где живет с тех пор, как в декабре 2013 года президент России Владимир Путин подписал указ о его помиловании, который позволил ему выйти на свободу после десяти лет пребывания в колонии строгого режима по обвинению в мошенничестве в крупных размерах и уклонении от уплаты налогов.
52-летний Михаил Ходорковский, возможно, был самым богатым человеком в своей стране и согрешил лишь единожды: решил заняться политикой в путинской России. Он стал мультимиллионером после развала СССР благодаря своему умению играть в подковерные игры. Законные методы тогда не работали. Сейчас, по прошествии двух лет с того президентского помилования, опять появились плохие новости. Следственный Комитет Российской Федерации (СК РФ) объявил Михаила Ходорковского в международный розыск, но теперь его обвиняют уже не в экономических преступлениях, а в организации убийства мэра Нефтеюганска, где располагались представительства компании ЮКОС — финансовой империи Ходорковского. Преступление было совершено в 1998 году, а новое уголовное дело против Ходорковского возбуждено только сейчас, чтобы заставить его закрыть рот или, по крайней мере, не открывать его в России.
«Путин стал предсказуем», — пошутил, узнав об этом, Ходорковский, прекрасно понимая, что это уголовное дело заведено с целью воспрепятствовать его возможному возвращению в Россию, где в следующем году будут проводиться выборы в Государственную Думу, над которой Путин хочет сохранить контроль. Русский «граф Монте-Кристо», требующий от Российской Федерации 50 миллиардов долларов, которые Международный арбитражный суд в Гааге обязал выплатить ему в 2014 году в качестве компенсации за давление властей на судебную систему с целью обанкротить компанию и упрятать Ходорковского за решетку, может вполне комфортно жить и общаться с миром в Лондоне. Следует отметить, что в этой битве «русских богатырей», как в большинстве случаев, когда борьба идет за политику и миллионы, нет хороших и плохих.
Ходорковский — символ российских олигархов, как называют тех, кто составил себе многомиллионное состояние в эпоху ельцинских приватизаций. Путин же — президент, стремящийся обладать неограниченной властью, ориентирующийся на систему ценностей советской эпохи, но в то же время являющийся великим игроком капитализма. Существуют также подозрения, что он покрывает криминальные структуры, которые в годы его пребывания у власти уничтожали назойливых журналистов, смутьянов-политиков и правозащитников, кричащих о вопиющих нарушениях прав человека. Это происходило как в России, так и в Лондоне, куда переехали многие русские миллионеры, которые не могли заниматься бизнесом в своей стране, а также те, которые могли, но предпочитали жить в британской столице, и стали владельцами издательских домов, футбольных клубов и лучших квартир в этом городе.
«Он был слишком умен, чтобы быть богатым, и слишком богат, чтобы быть счастливым», — говорится в «Горском» — великолепном романе сербской писательницы Весны Голдсуорти, в котором рассказывается с преувеличениями и напыщенностью «Великого Гэтсби», какую роскошную и эксцентричную жизнь ведут русские миллионеры на берегу Темзы. Горский, именем которого назван роман, — человек, пытающийся привлечь внимание любимой женщины принадлежащей ему самой изысканной библиотекой в мире, но в данном случае богатство не приносит счастья. Эту женщину зовут Наталья. Она неприступна и непробиваема («лишь подергивание ее правой лопатки при перелистывании страниц свидетельствовало о том, что она жива»), состоит в браке с беспринципным англичанином, который быстро научился вести дела с русской мафией.
Таким образом, богатство может вводить в искушение, а может стать истинным наказанием. Я бы хотела как-нибудь понюхать новые духи с ароматом «цитрусовых и красной смородины с древесными нотками», «нежные и мужественные одновременно», посвященные президенту Путину, которые только появились в продаже, по данным The Guardian. Парфюм получил название «Лидер номер один» (Leaders Number One). Флакон черного цвета с силуэтом российского президента стоит 85 долларов. Пока выпущено всего 2000 экземпляров, которые можно приобрести в ГУМе. Но производители заявили, что уже получили заказ на эти духи из Германии и Китая. Также они говорят, что подумывают о выпуске «женской версии» этих духов. Они уже знают, что у меня день рождения в июне.