На протяжении всего 2015 года россиянам приходилось все туже затягивать пояса, расплачиваясь таким образом за действия Владимира Путина, совершенные в прошедшем году, которые впервые после распада СССР привели к дестабилизации международной обстановки в мире.
Уходящий 2015 год характеризуется адаптацией к последствиям аннексии Крыма и поддержки пророссийских сепаратистов на востоке Украины. Нынешняя Россия — страна, ушедшая в себя с весьма туманными надеждами на лучшее. Будущее выглядит проблематичным, но не катастрофическим, и во многом будет зависеть от цены на нефть — главного российского товара.
Некоторые российские аналитики оценивают настроения в обществе как «конфликт между холодильником и телевизором». Такой метафорой они пытаются показать степень зависимости настроения людей от «сюжетов телевизора и содержимого холодильника».
Другими словами, это то, что для людей важнее — сытая, спокойная жизнь или удовлетворение от того, что Россия «встает с колен» и восстанавливает утраченный в девяностые годы престиж. Как показывают опросы общественного мнения, побеждает телевизор. Россиянам важнее чувствовать, что их боятся и уважают, а к России относятся как сверхдержаве, чем стремиться к материальному благосостоянию.
В холодильниках российского среднего класса теперь не найти французского сыра или хамона, они стали супердорогими и продаются только в эксклюзивных магазинах. Но россияне не голодают, несмотря на то, что число бедных за последний год в России достигло 20,3 миллиона человек против 18-ти миллионов в прошлом году. Таким образом, число бедных, то есть людей с доходом ниже прожиточного минимума (9673 рубля) составляет 14% от общего населения жителей страны.
«Я думаю, что теперь нам надо учиться жить с меньшими расходами и отказываться от поездок за рубеж», — рассказала изданию Ольга, которая работает секретарем в иностранной компании и относится к высокооплачиваемой категории работников.
По данным министерства финансов России, реальная заработная плата в этом году сократилась на 10,9%. Уровень безработицы составляет 5,5%. Впервые в истории России ряды безработных стали пополнять врачи и учителя из-за слияния школ и больниц в рамках мероприятий по оптимизации расходов.
По мнению директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, сегодня Россия переживает второй серьезный экономический кризис за последнее десятилетие. Он заметно отличается от первого. Хотя в 2009 году снижение ВВП составило 7,9% против 3,8–4% в 2015-м, большинство показателей нового кризиса выглядит значительно хуже, чем во время предшествующего. Кроме того, что особенно тревожно, новый кризис не порожден мировым экономическим замедлением. Скорее, напротив: он разворачивается в условиях, когда глобальная экономика постепенно выходит из периода неустойчивого роста.
«К концу 2015 года Россия жила с имиджем непредсказуемой страны, в которой не защищены никакие права инвесторов, не действуют нормы международного права и любые экономические интересы легко приносятся в жертву политике», — считает Иноземцев.
По его мнению, если предположить правильность этой схемы, нисходящая фаза может сравняться по продолжительности с фазами подъема и стагнации, то есть составит около восьми лет — с середины 2015 года до конца 2023-го. Этот период не станет временем национальной катастрофы; экономика России будет медленно умирать (в случае, конечно, если власти не начнут большую войну или предпримут переход к полной автаркии), сокращаясь на 2–3% в год или чуть больше, но, не срываясь в «штопор».
Уровень поддержки власти позволяет сохранять политическую устойчивость режима даже при сокращении текущего потребления населения на 50%.
В ноябре по результатам опроса Левада-центра, 55% россиян считали, что страна находится на правильном пути (61% в октябре). В то время как 27% опрошенных имели противоположное мнение.
В этом же месяце 85% граждан страны поддержали деятельность Путина на президентском посту, 14% высказались против.
Военный фактор
Военная составляющая играет самую главную роль в российской политике. Руководство страны в своих выступлениях регулярно рассказывает об успехах российской армии, о новейших ракетах и даже не исключает возможность применения ядерного оружия.
В 2016 году в бюджете страны заложены расходы на оборону и безопасность на уровне 32,11 %, в то время как расходы на образование и здравоохранение были сокращены и составили 3,59% и 3,05% соответственно.
Бюджет России на 2016 году был сверстан из расчета цены нефти в 50 долларов за баррель, но уже сегодня баррель нефти стоит ниже 40 долларов, что приведет к пересмотру бюджета и его сокращению.
Россия втянута в две войны — на Донбассе и в Сирии. Сейчас с экранов телевизоров россиянам рассказывают только об успехах русского оружия в Сирии. Нет никакой информации о ситуации на востоке Украины, о том, что посланники Кремля незаконно пересекают украинскую границу, чтобы помочь пророссийским сепаратистам в Донбассе организовать административно-хозяйственную деятельность и оборону.
Кроме расходов на войну, Кремль должен содержать Крым. После аннексии Крыма полуостров испытывает острую нехватку электроэнергии (особенно после того как была прекращена подача электроэнергии из Украины) и товаров. На протяжении 2015 года Москву постоянно посещали крымские активисты, лояльные Кремлю, чтобы пожаловаться на коррумпированных местных лидеров, думая, что Путин не осведомлен об их деятельности.
В современной России любая поддержка идей федерализма может стоить нескольких лет колонии. Достаточно вспомнить, что после «Марша за федерализацию Кубани» активистка Дарья Полюдова была приговорена судом к двум годам лишения свободы. В то же время остаются безнаказанными высокопоставленные чиновники и их родственники, обвиненные в коррупции. Похоже, что Кремль это не беспокоит.
Политический язык в России деградирует. Продолжается агрессивная риторика по поводу Украины. А совсем недавно Владимир Путин назвал турецкий руководителей «бандой» и заподозрил их в том, что они решили «лизнуть американцев в одно место»,
Но россияне продолжают гордиться своей страной, ее вооруженными силами, историей, спортом и культурой. Согласно результатам опроса Левада-центра, только 18% граждан России полагают, что есть причина, чтобы стыдиться (в 2012 году таких было 52%).