2015 год готовится уйти и оставить новому году не самое приятное наследие. Судя по всему, ход событий в 2016-м будут в значительной мере формировать следующие направления (не считая новых векторов).
Сирия. На пятом году война в Сирии превратилась в многостороннюю международную войну. В январе в Нью-Йорке при участии Асада и сирийской оппозиции планируется следующая стадия венского процесса, который запустили США, Россия, Саудовская Аравия и Турция, и который затем продолжился в расширенном составе. В рамках этого процесса предполагается объявить режим прекращения огня, создать переходное правительство и провести всеобщие выборы в течение 18 месяцев. Но этот процесс не так прост, как кажется. Прежде всего, по-прежнему нет окончательного решения о судьбе Асада. Кроме того, сохраняются разногласия по поводу того, кто в рядах оппозиции — террорист.
Россия. Другой вопрос, способный затормозить установление мира в Сирии, связан с кризисом, вспыхнувшим после того, как Турция сбила российский самолет, нарушивший ее воздушное пространство. Военные операции России, которые нацелены не столько на террористическую организацию ИГИЛ, сколько на оппозицию, а также, несмотря на тревогу Турции, поддержка Партии «Демократический союз» (PYD), связанной с террористической организацией Рабочая партия Курдистана (РПК), могут привести к новому витку напряженности в регионе. Кризис с Москвой, вне всякого сомнения, ударит по экономике Турции, но проблемы, вероятно, появятся и у России, экономике которой и так приходится несладко. Ожидать примирения с Москвой в ближайшем будущем, может быть, и рано, тем не менее стороны должны избегать риторики и мер, которые ведут к еще большему нагнетанию кризиса, и ради мира в регионе создать условия, при которых вспыхнувшая напряженность сможет пойти на спад.
Беженцы. 2015 год запомнится драмой беженцев, которые стремятся покинуть Турцию, пересечь Эгейское море и достичь Европы. По данным Международного агентства по миграции, в этом году более миллиона беженцев пытались через Грецию перебраться в Европу. ЕС договорился с Турцией о замедлении потока беженцев, взамен пообещав материальную поддержку на сумму в три миллиарда евро, ускорение переговоров о полноправном членстве Турции в ЕС и отмену виз для турецких граждан.
Здесь же и газовый вопрос. Греческие власти Кипра пока так и не нашли то количество природного газа в Восточном Средиземноморье, на которое они рассчитывали. Главный куш сорвали Израиль и Египет. В этой связи, пользуясь тем, что отношения Турции с двумя этими странами испорчены, греки-киприоты искали способ использовать природный газ в качестве козыря против Турции. Когда на повестке дня возник вопрос о нормализации отношений Турции и Израиля, первым, кто позвонил премьер-министру Израиля Нетаньяху (Netanyahu), был греко-кипрский лидер Анастасиадис. Одним словом, 2016 год может стать критически важным с точки зрения будущего кипрской проблемы и отношений Турции с ЕС.
США. Конечно, одним из важнейших событий нового года станут президентские выборы в США. Член Демократической партии Барак Обама, который находится в кресле президента два срока подряд, обещал покончить с войнами. Он свел к минимуму число американских военнослужащих в Ираке и Афганистане и решительно выступил против отправки сухопутных войск в Сирию. Согласно опросам общественного мнения, у демократов лидирует Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), у республиканцев — Дональд Трамп (Donald Trump). При этом Трамп, который после теракта в США предложил временно не принимать мусульман в страну, заметно вырвался вперед в республиканской гонке.
Сейчас многие пытаются спрогнозировать, как вероятность того, что президентом станет Трамп, который не воздерживается от резких суждений оскорбительного характера, играет на националистических настроениях людей и разделяет общество, может повлиять на политику США и мира.
Турция. Когда смотришь на то, что оставил нам предыдущий год, приходишь к выводу, что и мир, и Турцию ждет непростой период. Война, кризис, терроризм никуда не исчезли. Встать из-за стола мирных переговоров по курдской проблеме под девизом «пусть ничьи матери не плачут» означало поставить Турцию в самый центр нежелательной картины. При наличии такого количества внешних угроз и неопределенностей политические силы внутри Турции должны отойти от раскольнической риторики и шагов. Пока не поздно, им самим нужно найти способ вернуться к поискам мирного решения.
Давайте надеяться, что новый год будет лучше, чем мы ожидаем.