Низкие цены на нефть тянут за собой вниз валюты крупных нефтепроизводящих стран, а именно тех, которые расположены на постсоветском пространстве. В понедельник рубль продолжил падение, и его курс по отношению к доллару снизился до самого низкого годового показателя. Рукой подать до рекордно низких отметок, которые наблюдались в декабре 2014 года, когда валюты «лихорадило». Доллар временами стоил свыше 72 рублей — плюс без малого 3%. Курс евро также вырос, его цена составляла около 80 рублей.
Как и год назад, возникла площадка, на которую ситуация с нефтяными ценами может оказать относительно большое влияние. Объем сделок на российском валютном рынке невелик, а типичных для конца года денежных переводов концернов, призванных покрыть налоговую задолженность, становится меньше. Негативное воздействие на настроения рынка, возможно, оказали и новые правила, согласно которым клиенты банков и обменных пунктов при обмене валюты обязаны указать личные данные и цели применения. В любом случае, коррекция цены на североморскую нефть марки Brent, которая в понедельник временами составляла свыше 3% — ниже 37 долларов за баррель, — не осталась без последствий.
Сейчас Россия добывает 10,7 миллионов баррелей нефти в день и является, наряду с Саудовской Аравией, крупнейшим производителем. Азербайджан, расположенный у Каспийского моря, далек от такого показателя: там в день добывают 800 тысяч баррелей нефти. На прошлой неделе падение цен на нефть побудило Азербайджан сделать радикальный шаг и объявить о переходе на плавающий курс национальной валюты — маната, — которая за один день потеряла половину стоимости по отношению к доллару.
После России и Казахстана, Азербайджан — третий по величине экспортер нефти на постсоветском пространстве, который больше не хочет тратить свои валютные резервы на то, чтобы «привязать» переоцененную валюту к доллару или к валютной «корзине». Весной 2015 года Азербайджан пытался помочь себе тем, что на треть девальвировал манат по отношению к доллару. Но Астане, в конце концов, пришлось принять радиальные меры, а теперь настал черед Баку. Впрочем, Центральные банки соседних с Россией стран беспринципно вмешиваются в ситуацию на рынке, если они того желают.
После коллапса азербайджанский манат держится относительно стабильно. Один доллар стоит 1,56 маната, до этого эта цифра равнялась 1,05. Что касается тенге, то один доллар можно купить за нестабильные 330 тенге. Год назад за один доллар еще можно было приобрести 180 тенге. Коррекция имеет большое преимущество для этих стран, поскольку они компенсируют потери доходов от долларовых сделок по продаже нефти. С другой стороны, слабая валюта означает высокие цены на импортные товары и сильное удорожание импорта. У Москвы и Астаны такой опыт уже есть, а Баку его предстоит приобрести.