Весь мир смотрит на доллар и следит за тем, как он потихоньку приближается к евро. И на 2016 год большинство валютных экспертов прогнозируют продолжение взлета американской валюты. Однако валютные рынки могут в будущем году преподнести сюрпризы, поэтому стоит обратить внимание на менее известные валюты.
Но и непопулярные прогнозы так называемых диссидентов не стоит упускать из виду. В прошлом они сбывались. Новыми любимчиками инвесторов могут стать слабые валюты, такие как китайский юань или российский рубль.
Российский рубль
Рубль в 2016 году может совершить ловкий маневр. Благодаря величию страны и богатству ресурсами российская валюта имеет все шансы, для того чтобы стать валютой глобального значения. Но сырьевой крах создал дополнительное давление для всей российской экономики. Соответственно, велик и потенциал восстановления, если российская экономика в 2016 году стабилизируется. Это опять же зависит, во многом, от цен на энергоносители — нефть и газ. «Если цена на нефть в течение года начнет восстанавливаться, это придаст толчок рублю», — говорит Рональд Шнайдер, эксперт по развивающимся рынкам из Raiffaisen Capital Management. Еще в 2014 году один евро стоил 40 рублей, сегодня — 78 рублей. Приличный потенциал роста.
«Российская валюта до конца 2016 года может укрепиться на 20%», — говорит Стин Якобсен, главный экономист Saxo Bank. В качестве потенциального фактора для восстановления рубля он видит не только внезапный рост спроса на нефть в новом году, но и глобальное разочарование в линии Федеральной резервной системы США. Якобсен же в своем оптимистичном прогнозе относительно рубля исходит из факторов, не столь распространенных. Тем не менее, эксперты приходят к общему мнению, что через один год один евро будет стоить 68 рублей.
Бразильский реал
Шансы на укрепление есть и у бразильской валюты. Реал в 2015 году был одной из самых слабых валют, что было связано, в том числе, со спорной политикой президента Дилмы Русеф. Правительство левого политика столкнулось с рядом обвинений в коррупции, что сказалось и на репутации страны, признанной страной с самым худшим правлением в западном полушарии. Экономика крупнейшей латиноамериканской страны, которая однажды считалась восходящей звездой среди развивающихся рынков, как кажется, не сможет преодолеть рецессию. Все это оказывает давление и на реал, который резко потерял в цене. Но на 2016 год еще есть призрачные надежды, и связано это в том числе с Олимпийскими играми, которые летом будут проводиться в Рио-де-Жанейро. Большой минус баланса по текущим операциям сокращается, конъюнктура постепенно улучшается. Чтобы спасти реал, многого не нужно, поскольку высокие ставки делают Бразилию привлекательным местом для инвесторов. Сейчас бразильский валютный рынок привлекателен за счет ставок до 14 процентов, в то время как практически везде они значительно ниже, около нуля. Если аппетит вкладчиков снова проснется, это сможет положительно отразиться на реале.
Китайский юань
Конечно же, не обойтись без китайской валюты юань. МВФ недавно принял китайскую валюту в эксклюзивный клуб и тем самым наделил народную республику статусом финансовой державы. Для юаня освободился путь к глобальной резервной валюте. Ирония заключается в том, что статус китайской валюты не означает, что курс юаня автоматически пойдет наверх. Намного больше это показывает, что Пекин проводит ослабление валюты, чтобы дать передохнуть экспортной индустрии. Обменный курс юаня не может безгранично колебаться. Поскольку он контролируется Центробанком в рамках определенных границ. От ежедневно устанавливаемого среднего курса он может колебаться в рамках двух процентов в плюс и двух процентов в минус. Гаранты обеспечения стабильности китайской валюты в августе сменили способ установления центрального курса. Теперь они больше ориентируются на спрос и предложение на рынке.
В этом году стоимость юаня снизилась по отношению к доллару на пять процентов. Эксперты прогнозируют продолжение тенденции. Они видят в управляемом обесценивании юаня попытку укрепить экспорт и тем самым не допустить большей рецессии второй по величине экономики мира. «Стремление политического руководства приведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты по отношению к доллару», — говорит Шнайдер. Но обесценивание не снизит значения юаня на международной арене. Напротив, оно покажет инвесторам, что Пекин серьезно настроен на либерализацию своей финансовой системы. Китай наряду с США станет вторым центром глобальных рынков.
Британский фунт
Европа в новом году станет свидетелем борьбы двух гигантов — швейцарского франка и британского фунта. Обе валюты считаются валютами здоровых экономик, которые далеки от проблем еврозоны. Но чья экономика в лучшем состоянии? Большинство наблюдателей делают ставку на сильный франк. Но фунт, в конце концов, может показать больший рост. «Помимо повышения ставок Федеральной резервной системы в 2016 году тон будет задавать и денежно-политическое укрепление в Великобритании», — пишут валютные эксперты французского банка BNP Paribas. «Рынок недооценивает вероятность того, что центральный банк Великобритании повысит ставки еще в первом полугодии 2016 года». Другие банки, напротив, будут придерживаться мягкого курса. В этой связи эксперты дают прогноз, что фунт укрепится по отношению к франку.
Шведская крона
Тайным фаворитом нового года в Европе считается шведская крона. В Швеции конъюнктура значительно более стабильна, чем в еврозоне, и инфляция никогда не была на таком низком уровне, как в других странах Балтийского моря. Это означает, что Центробанку Швеции для поддержания национальной экономики не нужно вливать столько ликвидности в систему, как Европейскому центральному банку. «Шведская крона в 2016 году должна преподнести приятный сюрприз. Она исторически очень дешевая, и должен произойти рост», — говорит Кристиан Зима, фондовый менеджер Raiffeisen Capital Management в Вене. Краткосрочная цель — 8,60 крон за евро, прогнозирует BNP Paribas. UBS прогнозирует даже 7,80 крон за евро к концу 2016 года. Тем самым шведская крона станет твердой валютой на европейском континенте. В декабре 2015 года курс был на уровне 9,30 крон за евро.
Сырьевые валюты
Большой скепсис вызывают сырьевые валюты, к которым относится, в том числе, австралийский доллар, новозеландский доллар, канадский доллар и южноафриканский рэнд. «Валюта стран-экспортеров энергоносителей и металлов остается в большой степени нестабильной», — предостерегают эксперты BNP Paribas. Экспортеры столкнулись с целым рядом проблем — ожидаемый цикл повышения ставок в США делает арбитражные сделки с этими странами менее привлекательными, поскольку они живут на разнице ставок, которая теперь сокращается. К тому же неясно, как долго будет продолжаться приспособление китайской экономики к новой модели роста. Так, деньги не будут больше в таком объеме идти на рынки Австралии, Новой Зеландии или Южной Африки.