В среду рубль упал до минимальной отметки за более чем годовой период, при этом россияне столкнулись с перспективой того, что 2016 год станет следующим — вторым по счету — годом экономической рецессии в условиях сохраняющихся низких цен на нефть.
По прогнозам сокращение российской экономики в результате падения цен на нефть и западных санкций составит в этом году 3,7%, хотя ранее власти страны утверждали, что ситуация стабилизируется, а президент Владимир Путин заявил, что «пик кризиса» преодолен.
Однако падение цен на нефть умерило эти оптимистичные прогнозы. Высокопоставленные представители политических и деловых элит предупредили на минувшей неделе, что стране следует приготовиться к жизни в условиях рецессии в течение еще одного года.
Цена эталонной нефти марки Brent упала в среду более чем на 3% и достигла отметки 36,64 доллара за баррель, поскольку Саудовская Аравия в очередной раз заявила, что не собирается сокращать объемы добычи из-за падения цен на нефть после объявления в начале этой недели радикальной программы строжайшей экономии.
Это спровоцировало падение рубля по отношению к доллару до отметки 73 — исторического минимума, если не считать кратковременного обвала в декабре прошлого года, который поставил российскую банковскую систему под угрозу массового изъятия депозитов. Но ближе к вечеру на московской бирже рубль торговался еще на 1,2% дешевле — на уровне 73,1570 за доллар, то есть, девальвация по сравнению с началом года составила 26%.
«2016-й год не будет легче 2015-го, а может оказаться более сложным», — сказал в интервью, показанном на государственном телеканале, один из самых состоятельных олигархов страны Алишер Усманов.
По словам главы Министерства экономического развития Алексея Улюкаева, России следует приготовиться к тому, что низкие цены на нефть — «это на годы».
Судя по данным, предоставленным российским правительством, в ноябре впервые за пять месяцев произошло сокращение экономики в месячном исчислении.
«Все зависит от нефти, нефти и еще раз нефти, — говорит экономист московского инвестиционного банка «Ренессанс капитал» Олег Кузьмин. — У текущего кризиса нет конкретного дна».
Произошедшее в последнее время ослабление экономики особенно болезненно сказывается на простых россиянах, утверждают аналитики. Судя по данным, опубликованным правительством на этой неделе, за первые одиннадцать месяцев 2015 года реальные зарплаты сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,2%. Такое снижение произошло впервые со времени экономического кризиса конца 1990-х годов.
Резко сократились объемы продаж потребительских товаров — от продуктов питания до автомобилей. При этом розничные продажи в ноябре сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13%. По данным государственного центра по изучению общественного мнения ВЦИОМ 39% российских семей не могут позволить себе покупку достаточного количества продуктов и одежды — что на 22% больше, чем год назад.
Владимир Путин во время своего ежегодного телемарафона — пресс-конференции, проходившей в декабре, — говорил об экономике в довольно пессимистических тонах, предупредив о возможности повышения пенсионного возраста, хотя и настойчиво заявлял, что пик кризиса преодолен.
«Сейчас речь идет об управлении ожиданиями, особенно в преддверии 2016 года, — говорит старший партнер московской консалтинговой компании Macro Advisory Крис Уифер (Chris Weafer), имея в виду парламентские выборы, которые должны состояться в сентябре будущего года. — И меньше всего вам захочется говорить об оздоровлении экономики в России, поскольку люди начинают еще больше беспокоиться о своих доходах и сохранении работы».
Главной причиной изменения тональности в высказываниях об экономике является дальнейшее падение цен на нефть, которые в середине ноября опять начали снижаться, достигнув в начале декабря 11-летнего минимума. Доходы от продажи нефти и газа обеспечивают половину поступлений в государственный бюджет России, и цена на нефть оказывает значительное влияние на уровень доверия компаний и потребителей.
Хотя Министерство экономического развития по-прежнему прогнозирует возобновление в 2016 году незначительного роста российской экономики, мало кто разделяет этот оптимизм. Всемирный банк ранее в этом месяце скорректировал свой прогноз по экономическому спаду в России в 2016 году, ухудшив его до 0,7%. Центробанк России предсказывает падение ВВП на 0,5%-1% в случае, если в следующем году цены на нефть начнут расти и достигнут средней отметки в 50 долларов за баррель, и на 2%-3% — в случае «стрессового сценария», при котором цена нефти составит 35 долларов за баррель.
Российские чиновники предупреждают население, чтобы оно готовилось к худшему. Министр энергетики Александр Новак и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выступали в последние несколько дней на государственном телевидении, предупреждая, что низкие цены на нефть сохранятся в течение более длительного времени. Александр Новак считает, что причиной снижения цен на нефть является увеличение добычи в Саудовской Аравии, что по его словам «дестабилизировало ситуацию на рынке».
«Мы не можем говорить о том, что пик проблем пройден, заявил пользующийся авторитетом бывший министр финансов Алексей Кудрин в своем интервью агентству „Интерфакс“. — Некоторое время назад многие эксперты и я тоже считали, что мы достигли дна, или, как еще говорят, прошли пик кризиса. Но сегодня мы видим некоторые дополнительные ухудшения».
И хотя популярность Владимира Путина по-прежнему очень высока и достигает более 80%, снижение уровня жизни простых россиян, по словам аналитиков, является для Кремля причиной серьезного беспокойства.
За последние два месяца активизировались протестные акции водителей-дальнобойщиков из нескольких регионов России в связи с введением новой электронной системы сбора налогов, что является довольно редким примером открытого недовольства. По опубликованным в среду данным опроса, проведенного недавно ведущим российским центром по изучению общественного мнения «Левада-Центр», 63% россиян поддерживают позицию дальнобойщиков.
Алексей Кудрин, который консультирует Владимира Путина по экономическим вопросам, и о котором давно ходят слухи, что он должен вернуться в правительство, предупредил, что 2016 год «несет серьезный вызов» стране. По его словам, в некоторых регионах России потребительский спрос в канун новогодних праздников снизился на 30%.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сказал о снижении потребительских расходов: «У нас с 1999 года ничего подобного не было. Вот многие активно действующие, активные поколения просто не знают такого».
По утверждению Криса Уифера, реакция Кремля на произошедший в ноябре инцидент со сбитым турками российским бомбардировщиком — ограничение туризма и запрет на ввоз ряда турецких товаров — в сочетании с падением цен на нефть нанесли серьезный удар по потребительским настроениям.
«Существовала всеобщая уверенность в том, что эта рецессия продлится один год, — говорит он. — Турция и падение цен на нефть заставили людей пересмотреть реальную ситуацию, и они обнаружили, что оснований для оптимизма — гораздо меньше, чем им казалось раньше».
Некоторые из недавних действий российских властей никак не способствовали улучшению экономической ситуации в стране. Эмбарго на ввоз ряда турецких и украинских продуктов скорее всего приведет в ближайшие несколько месяцев к росту инфляции. Кроме того, ЕС недавно продлил санкции против России из-за ее действий на Украине, заявив, что Москва не выполнила своих обязательств в рамках минских соглашений о перемирии.
«Геополитические приоритеты ухудшают ситуацию, — считает Крис Уифер.— Главным на 2016 год является то, начнет ли обеспокоенность по поводу ухудшающейся экономической ситуации оказывать сдерживающее влияние на внешнюю политику или нет».