Одно из самых заметных событий минувшего года — события в бакинском поселке Нардаран. Официальный Баку, наконец, восстановил на этой территории действие азербайджанских законов, над поселком развевается флаг Азербайджанской Республики. Спецоперация не обошлась без жертв. Погибли как сотрудники правоохранительных органов, так и жители этого населенного пункта, оказавшие вооруженное сопротивление. До сих пор в Нардаране находят оружие и боеприпасы.
О том, что Нардаран — бакинский поселок — являлся многие годы фактически «независимой» территорией, известно всем. Многие называли его «маленьким Ираном». Здесь жили по законам шариата, редко кто ходил в школу, местные аксакалы находились под влиянием Исламской Республики Иран. Еще в 90-е годы в суде была доказана связь лидеров Исламской партии Азербайджана (она была основана как раз на нардаранских кадрах) с иранскими спецслужбами. Регистрация ИПА была отменена в 1995 году, что не помешало исламистским деятелям продолжить свою работу в Азербайджане.
Откуда же столько ресурсов у маленького поселка, чтобы в течение многих лет противопоставлять себя целой стране? И ведь вооруженное сопротивление нардаранцы оказывали не в первый раз, и до этого были инциденты. Как выясняется, все дело в желании Ирана вернуться к временам «древнего имперского величия». И Азербайджан — не единственный объект внимания для ИРИ.
Иранский вопрос сегодня — это наиболее глубокое отображение всех насущных проблем современной международной политики. Иран активно продвигает и не скрывает свои геополитические притязания и демонстрирует свой возрастающий аппетит по отношению к не только сопредельным территориям, но и расширяя границы своего влияния. Об этом пишет эксперт Владимир Абепиш специально для сайта CA-News.
Влияние Ирана на внутриполитическую обстановку в ряде стран сегодня вызывает беспокойство и настороженность во взаимоотношениях с персидским государством.
По мнению многих зарубежных экспертов, именно в Тегеране был подготовлен сценарий гражданской войны в Таджикистане в начале 90-х годов прошлого столетия, и Иран идейно вдохновлял сторонников Объединенной таджикской оппозиции.
Сегодня правительство Ирана развернуло масштабную работу по насаждению в других странах ислама радикального, иранского шиитского толка.
«У меня лично вызвало негодование последний поступок Ирана. 27 декабря 2015 года на конференцию “Исламское единство”, которая открылась в Тегеране, был приглашен лидер запрещенной в Таджикистане, экстремистской и террористической Партии исламского возрождения Мухиддина Кабири. Причем вызывает недовольство также и другой факт, будто организаторы посадили официальную правительственную делегацию Таджикистана рядом с Кабири. Безусловно, по моему мнению, официальная делегация Таджикистана в знак протеста должна была покинуть зал, что, кстати, по сообщению иранских СМИ, они сделали позже. Тем не менее, данное обстоятельство должно быть тщательно рассмотрено в Таджикистане», — отмечает эксперт.
Следует отметить, что на конференции было очень много слов об исламском единстве, однако как подчеркивает Абепиш, «всем известно лицемерие Ирана в данном вопросе». Сегодня Иран активно продвигает идею «шиитской оси» и, реализуя свои стратегические задачи, порой в очень грубой форме вмешивается во внутренние дела других государств, не гнушаясь даже поддержкой террористических организаций.
«Иран вмешивается в дела таких стран, как Ирак, Азербайджан, Ливан, Бахрейн, Йемен, где в небольшом количестве проживает шиитское население. В последнее время Иран пытается влиять и на политику Таджикистана», — пишет эксперт.
В заключение он подчеркивает, что последние действия Ирана показали данную страну как «ненадежного партнера, играющего в очень грязные игры. Это должно послужить предостережением другим странам, пытающимся наладить с ним положительные отношения». Слова эксперта в полной мере должны служить предостережением и для Азербайджана.