Киев — Во время заседания парламентского Комитета по вопросам борьбы с коррупцией народный депутат Владимир Парасюк попытался самостоятельно нанести удар по коррупции — ударив ногой чиновника, владеющего, по его словам, элитной недвижимостью, которую невозможно приобрести на зарплату государственного служащего.
Спустя почти два года после революции, в результате которой был свергнут президент Янукович, вспышка гнева г-на Парасюка стала отражением разочарования общественности, уверенной в том, что правительство не предпринимает почти никаких действий, чтобы справиться с повсеместной коррупцией, которая спровоцировала революцию и которая делает Украину одной из самых бедных стран мира.
«Я хотел напомнить ему, что он сделан из той же плоти и крови, что и все мы, потому что эти бюрократы об этом забывают», — сказал этот 28-летний депутат и один из самых активных участников демонстраций, которые в конечном итоге привели к свержению пророссийского президента Виктора Януковича в 2014 году. Он уже принес свои извинения перед украинцами за свои действия в парламенте в ноябре, но, по его словам, перед чиновником, который отрицает свою коррумпированность, он этого делать не станет.
Экономическая реконструкция помогла стабилизировать экономику Украины и получить миллиарды долларов от Международного валютного фонда, несмотря на 19-месячный конфликт с поддерживаемыми Россией сепаратистами. Однако, по мнению большинства украинцев, обещание революции заменить диктатуру воров диктатурой закона так и не было выполнено, и новое правительство признает, что ему предстоит сделать еще очень много.
Только 7% украинцев ответили, что они увидели некоторые улучшения в борьбе с коррупцией, согласно результатам сентябрьского опроса, проведенного Международным фондом избирательных систем. Только 5% ответили, что новое правительство решает те проблемы — включая коррупцию — которые привели к началу революции.
Неспособность украинского правительства справиться с коррупцией также огорчает западных кредиторов Украины, которые решили поддержать новое правительство после того, как обещания лидеров революции 2004 года «отправить бандитов за решетку» так и остались невыполненными.
Вице-президент США Джо Байден (Joe Biden) посетил Киев в декабре и призвал украинских депутатов к решительным действиям. «Это решающий момент для Украины, — сказал он. — Возможно, это ваш последний шанс. Прошу вас, ради всех нас, не упустите его».
Власти Украины заявляют, что они стараются наверстать упущенное время, создав в Киеве специальный отдел по борьбе с коррупцией для расследования ряда резонансных дел и некоторые другие службы. Однако, добавляют они, их возможности ограничены.
«Мы живем не в сталинские времена, мы не можем просто раздавать приказы на арест людей», — объяснил Борис Ложкин, глава администрации президента Петра Порошенко, в ответ на вопрос о том, сколько людей правительство намеревается арестовать.
Г-н Ложкин признал, что генеральная прокуратура, которая расследует самые разные преступления и готовит дела для рассмотрения на федеральном, региональном и местном уровнях, всегда была местом, где коррупция процветала.
«Гораздо проще найти новое здание, чем перестроить старое», — добавил г-н Ложкин, имея в виду новую антикоррупционную службу.
Критики обвиняли генерального прокурора Виктора Шокина в том, что дела высокопоставленных коррупционеров расследуются слишком медленно, а также в том, что он не сумел искоренить коррупцию в своем собственном ведомстве. Посол США Джеффри Пайетт (Geoffrey Pyatt) неоднократно говорил о том, что генеральная прокуратура не следует курсу антикоррупционных реформ.
По словам г-на Ложкина, администрация президента не считает, что за коррупцию в Генеральной прокуратуре несет ответственность лично г-н Шокин.
Генеральная прокуратура не ответила на просьбы Wall Street Journal прокомментировать слова посла США и обвинения в коррупции. Сам г-н Шокин отрицает, что Генеральная прокуратура виновна в каких-либо преступлениях или в закрытии дел на незаконных основаниях.
Во вторник, 29 декабря, Генеральная прокуратура обвинила г-на Парасюка в том, что он якобы получил взятку в десятки тысяч долларов от другого политика, которого считают причастным к структурам организованной преступности. Г-н Парасюк в свою очередь обвинил прокуратуру в том, что она сфабриковала это дело. Представители прокуратуры никак не прокомментировали его заявление.
Г-н Янукович, чей роскошный особняк под Киевом стал символом его режима, бежал за границу, и многие его сторонники последовали его примеру. Между тем, большинство из тех, кто остался в стране, до сих пор находятся на свободе: Евросоюз ввел запрет на въезд и заморозил счета десятков представителей прежнего режима, которые остались на Украине, но, поскольку Киев так и не выдвинул им официальных обвинений, санкции Евросоюза могут быть сняты уже весной.
По словам одного западного чиновника, существуют опасения, что «в течение года эти люди получат свободный доступ к своим счетам на Западе, и после этого никто уже не станет снова вводить санкции. Многие чиновники Евросоюза уже устали от Украины».
Между тем, борцы с коррупцией, журналисты и дипломаты выдвигают обвинения в коррупции против нового правительства.
Одним из козлов отпущения стал премьер-министр Арсений Яценюк, чей рейтинг существенно снизился на фоне обвинений в коррупции, выдвинутых СМИ и активистами против его помощников. Г-н Яценюк отрицает свою причастность к коррупционным схемам, а его помощники, один из которых ушел в отставку, отрицают свою вину.
Хотя руководство страны пообещало сохранить за г-ном Яценюком пост премьер-министра, во время заседания парламента один депутат, выступающий за его отставку, вынес ему букет роз и попытался силой стащить его с подиума.
Обвинения в неспособности провести эффективные реформы могут стать угрозой для г-на Порошенко. Он тоже оказался под ударом в связи с тем, что именно он назначил г-на Шокина на пост генерального прокурора.
По словам одного западного чиновника, «генеральный прокурор стал последним оборонительным рубежом заинтересованных кругов».
Теперь, когда западные дипломаты заняли жесткую позицию в вопросе коррупции, члены нового украинского правительства порой начинают проявлять упрямство, как сказал один чиновник президентской администрации.
По его словам, после критики г-на Пайетта в адрес Генеральной прокуратуры члены администрации почувствовали себя оскорбленными.
«Они сказали: “Как он может такое говорить?” — пояснил этот чиновник. — Мы же не банановая республика, где можно говорить все, что пожелаешь».