Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Синодально-экологические распутья Католической церкви

© REUTERS / Tony GentileСтатуя Христа на площади Революции в Гаване
Статуя Христа на площади Революции в Гаване
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
31/12/2015

В прошедшем году в Католической церкви произошло несколько переломных событий. Впервые в ее новейшей истории крупные СМИ и влиятельные политики с восторгом аплодировали тезисам папской энциклики. Удалось также создать впечатление, будто в учении о браке произошли изменения, а также распространить ложное представление о Боге, как об автомате для отпущения грехов.

В XXI веке СМИ обрели невиданное ранее в истории влияние на реальность и на сознание общественности всего света. Они формируют представление о мире у людей в Чили, Японии, Великобритании или ЮАР. До отречения  Бенедикта XIV СМИ яростно нападали на Католическую церковь лишь за то, что Папа придерживался Христа. С приходом нового понтифика те же самые СМИ сменили фронт. В центрах медийной власти быстро уловили сигналы, которые посылает новый Папа, радикально (на фоне своих предшественников) меняющий «стиль». Этот новый курс было решено поддержать и использовать для того, чтобы «скормить» общественности новую светскую «благую весть» о том, будто Католическая церковь перестала быть тем, чем она была две тысячи лет. Папа Франциск выглядел для такой операции идеальным партнером, хотя мы не можем быть уверены, что он в полной мере отдавал отчет в последствиях своих шагов. 

Проблемы семьи, победа разведенных

Заканчивающийся 2015 год был богат на события, которые не могли не использовать СМИ для совращения с пути истинного католиков всего мира. Важнейшим был, несомненно, второй Синод Франциска, посвященный семье, а также продолжавшаяся весь год дискуссия на темы, которые поднимались в ходе этого собрания. После  заседания Синода в 2014 году все телевизионные станции, которые довольно редко интересовались встречами епископов и проблемами католических семей, выделили десятки часов на рекламу тезисов немецких иерархов, стремящихся внедрить в официальное учение Церкви ересь касперизма. Какое количество материалов рассказывало о разведенных, их проблемах и драмах! И это в тех же самых СМИ, которые беззастенчиво продвигают наивный романтизм, разврат и эгоизм — главные причины разводов.

Медийная дискуссия о благе разводов продолжалась несколько месяцев и завершилась формулированием тезиса о «черствости к людским страданиям» (в качестве характеристики тех священников, которые остаются верными христианскому учению). В этой дискуссии католическая сторона зачастую вела себя так, будто она не замечает угрозы, и на грани с идолопоклонством верила, что епископы не сделают ничего против Христа. Но мир получил ясный сигнал: Католическая церковь выступает за разводы. А Папа? Папа не ответил ни на одно из десятков писем, которые подписали в целом более миллиона человек, просивших вспомнить учение о нерасторжимости брака. Вместо этого он пригласил на синод кардинала Каспера (Walter Kasper) и возвел в сан кардинала новозеландского епископа Джона Дью (Johna Dew), который уже десять лет назад призывал допустить к причастию разведенных.

Каков был эффект? Спросите простого католика, который черпает свои знания о мире из интернета и телевидения, а не из Катехизиса, как следует, согласно его вере, оценивать разводы. Большинство благодаря медийной машине, которая была запущена непонятными жестами Ватикана, считает сейчас, что брак… перестал быть святым и нерасторжимым.

Разводы и синодальность

Будто антисемейного медийного эффекта было мало, во второй половине года, перед Синодом, были обнародованы два папских рескрипта: Mitis iudex Dominus Iesus и Mitis et misericors Iesus. Папа постановил, что для признания брака недействительным уже не потребуется вердикт двух инстанций, а для заключения нового будет достаточно решения трибунала первой инстанции. Более того, трибунал может теперь состоять из одного епархиального епископа. Понтифик также призвал сделать весь процесс, который раньше был дорогим, бесплатным.

Хотя признания брака недействительным, даже по упрощенной процедуре, это, разумеется, не то же самое, что светский развод, СМИ во всем мире использовали решение Папы для заявления, что «Франциск легализовал разводы», подчеркивая, что тем самым он совершил «самую большую революцию в этом вопросе за 300 лет». Об этих папских документах с нескрываемой радостью сообщали светские СМИ всего мира. Эффект в этом случае был еще более предсказуемым: у католика, который смотрит телевизор, создалось впечатление, что после развода можно приступать к причастию (ведь так говорили перед камерами епископы и кардиналы, как же им не верить!), а к тому же Папа обещал, что этот «развод» будет легко получить!

Хорошо, но ведь еще есть Христос! Есть его слова, которые читают на каждой службе, в ходе которой совершается таинство венчания: «Что Бог соединил, то человек не должен разделять». Католик, который оторвался наконец от телевизора и попал в церковь на свадьбу двоюродного брата, услышав такие слова, может придти в ужас. Ведь по радио немецкий кардинал говорил совсем другое! И здесь вновь на помощь придут СМИ, которые умело акцентируют очередное переломное высказывание Папы «нового стиля»: «Путь синодальности — это тот путь, который Бог ждет от Церкви в третьем тысячелетии». Раз Папа говорит, что Бог ждет, чтобы епископы на Синодах определяли, каково учение Церкви, то кто я такой, чтобы его оценивать?

Святая Мать-природа

Другим переломным событием в отношениях Католической церкви с внешним миром была обнародованная в начале года энциклика Laudato Si. В ней, в частности, можно прочесть, что высокий уровень углекислого газа в атмосфере — это результат человеческой деятельности, которую нужно ограничить. СМИ, которые не первый год продвигают такого рода тезисы, не могли не использовать этот эпохальный документ. Можно поспорить, что если подсчитать минуты, которые крупнейшие телеканалы посвятили этой энциклике Франциска, их количество будет во много раз превосходить время, посвященное обсуждению энциклик всех Пап с момента начала телевизионных трансляций.

СМИ давно пропагандируют идею о глобальном потеплении. Католическая церковь XXI века пошла навстречу их ожиданиям, связанным с предназначением огромных средств на борьбу с этой, скажем прямо, мифической угрозой. Более того, Святой Престол, видимо, путая Святой дух с духом времени, решил устроить популярной энциклике более масштабную рекламу, чем другим документам того же рода. В Ватикан пригласили гостей со всего мира, анонсировав важное событие. Но это было отнюдь не объявление о новом святом (если только не назвать им «Мать-природу»), а показ слайдов, которые проецировали на… фасад собора Святого Петра. Такого зрелища, которое некоторые комментаторы назвали «самым прекрасным за всю историю Рима» (sic!), не мог пропустить ни один телеканал в мире.

И вновь следует задуматься об эффекте, который произвело это событие в голове простого католика. Он включает телевизор и видит на экране, что место, которое он до сих пор считал одним из самых святых на Земле, украшено изображением шимпанзе, дельфина и льва. Действительно ли зритель восхитится чудом творения, или, скорее увидит дьявольские ассоциации в сценках, демонстрирующихся в месте, где канонизируют самых выдающихся членов Церкви, и где похоронены десятки Пап, во главе с первым — святым Петром?

Милосердие без раскаянья

За три недели до завершения календарного года в Католической церкви начался новый литургический год. Папа Франциск объявил его Годом милосердия, дав епископам и священникам новые полномочия, в частности, разрешив им отпускать страшный грех аборта, что до настоящего время оставалось прерогативой немногочисленных иерархов.

СМИ сумели повернуть против католического учения даже эту инициативу, объявив, что Франциск, будучи Папой милосердия, хочет теперь снять со всех все грехи. Эти слова получили особенно большой резонанс на Западе, в странах, где исповедь для католиков — такой же экзотический обряд, как индейское скальпирование. СМИ, разумеется, представили собственную точку зрения на дело, совершенно не принимая во внимание католическое понимание милосердия, в рамках которого в том числе смертные грехи могут быть прощены Богом, если мы выполним условие правильной исповеди, то есть не только признаемся в грехах, но выразим искреннее раскаяние, пообещаем исправиться и искупить вину перед Богом и ближними.

Журналисты, которые с удовольствием описывают деятельность Папы, не были обязаны знать эти правила, они не обязаны быть теологами и даже католиками. Однако уже люди Церкви, в особенности епископы, должны знать и напоминать, чем милосердие является, а чем, определенно, нет. 

В разговоре с Polonia Christiana ксендз-профессор Януш Круликовский (Janusz Królikowski) напомнил, что милосердие — это также не божья «наивность», а Бог — не «автомат» для отпущения грехов. Между тем СМИ и все более многочисленные иерархи представляют его именно таким образом. Слово «милосердие» при Франциске склоняют на все лады: милосердия для разведенных требует кардинал Каспер и его приспешники в епископских одеяниях, о милосердии пишут публицисты, рассказывая об «открытой Церкви», на христианское милосердие постоянно ссылаются европейские бюрократы, которые не имеют ничего против установления в Европе халифата. Поэтому неудивительно, что это прекрасное божье качество в головах католиков, которые черпают информацию из прессы и телевидения, опошлилось и свелось к тому, что на грех и безнравственность можно махнуть рукой.

Так что Год милосердия из-за отвратительных медийных манипуляций может привести вовсе не к массовому возвращению в исповедальни, а, наоборот, к отказу от исповеди! Ведь милосердный Бог на исходе нашей жизни все равно все нам простит, зачем тогда нужна исповедь?

Любопытно, что перед началом Года милосердия во внутрицерковные разговоры вернулась тема отлучения от Церкви. Это тоже важное событие года. Президент Папского совета по новой евангелизации архиепископ Физикелла (Rino Fisichella) предложил трактовать некоторые проявления критики в адрес Франциска, как повод для отлучения. При этом он ссылался на канон 1370 года, который предусматривает автоматическое отлучение от Церкви за физическое насилие в отношении Папы. Иерарх заявил, что «иногда слова также являются скалами и камнями».

Смущение и спасение

С тех пор, как появились средства массовой информации, революционеры разных мастей пытаются использовать их, чтобы сеять смущение в структурах Католической церкви и сердцах католиков по всему миру. Помолимся, чтобы будущий год оказался для Церкви лучше, чем предыдущий. Помолимся, чтобы больше католиков замечало обман в СМИ, а еще, возможно, в первую очередь, помолимся за то, чтобы Католическая церковь перестала собственными руками настраивать инструменты революционного оркестра и заряжать оружие бойцам отрядов ада.