Маша Дрокова прославилась как девушка, поцеловавшая Владимира Путина.
Она поцеловала российского президента в щеку, будучи одним из лидеров «Наших», прокремлевской молодежной организации, уже прекратившей свое существование, которую критики Кремля называли «личной армией Путина».
Движение «Наши» принесло Дроковой некоторую известность и будущее. В течение некоторого времени у нее даже было свое ток-шоу. Ее связи с Кремлем, где она часто встречалась с высокопоставленными чиновниками, помогли ей поступить в один из московских университетов. Она могла позволить себе снимать хорошую квартиру и арендовать дорогой автомобиль в российской столице.
Сегодня 26-летняя Маша, разочаровавшаяся в российском руководстве, уехала из Москвы и поселилась в Нью-Йорке, где нашли приют многие россияне, попавшие в немилость к российским властям или бежавшие от репрессий.
В настоящее время Дрокова консультирует глобальные технические компании по вопросам связей с общественностью. Она старается избегать темы политики в разговорах и редко говорит о своем прошлом. Однако она рассказала изданию Mashable о своем унылом детстве в сонном провинциальном городке, о своем восхищении Путиным, о том, как она разочаровалась в нем на фоне растущей обеспокоенности в связи с потенциальными опасностями воинствующего национализма и своеобразного второго пришествия агрессивных молодежных группировок, которые появились в Москве в последние несколько месяцев.
Ее история проливает некоторый свет на темную сторону российской политической жизни.
Вступление в движение «Наши»
Дрокова принадлежит тому поколению россиян, которые достигли совершеннолетия после распада Советского Союза. Она родилась в 1989 году, воспитывалась в семье представителей среднего класса в небольшом городке в 500 километрах к югу от Москвы. В школе ей было скучно. У нее были плохие оценки, и ее интересовали только ее Родина и ее лидер, Владимир Путин.
Движение «Наши», основанное в 2005 году, возникло после украинской оранжевой революции, чтобы противостоять российским оппозиционным группам, которых могло вдохновить восстание на Украине. Это было молодежное движение, члены которого — в основном идеологически подкованные подростки из провинциальных городов, родившиеся в лихие 1990-е годы — были фанатично преданы Путину и его идее «восстановления величия России». Всего за два года к этому движению присоединились более 100 тысяч человек.
Маша вступила в движение «Наши», когда ей было 15 лет, потому что ей хотелось найти способ выразить свою любовь к родине и потому что другие молодежные организации «были скучными». В «Наших» она обрела уверенность в своих силах.
«Мне действительно нравился Путин, особенно после того как я узнала, что я ему нравлюсь. Я была не слишком уверенной в себе. И мне всегда нужно было какое-то доказательство извне, что я хорошая. Это и стало таким доказательством, — рассказала Дрокова. — Если вы подросток… и президент страны обращает на вас внимание и даже запоминает вас, это значит, что вы особенный».
Подъем и закат «Наших»
В начале своего существования «Наши» организовывали флэш-мобы, чтобы выразить протест против коррупции, и собирались в летних лагерях, где звучали патриотические песни и так далее. Они предоставляли «политическое образование» и даже основы военной подготовки. Вскоре это позволило «Нашим» превратиться из группы бойскаутов в военизированное формирование, готовое выступить против оппонентов Путина.
По словам Дроковой, новые члены «Наших» должны были сдавать экзамены, «чтобы доказать свою верность группе, Кремлю и, главным образом, Путину».
Деятельностью «Наших» управлял в основном Владислав Сурков, старший советник Путина, которого называли «серым кардиналом» Кремля. Дрокова часто встречалась с ним, чтобы обсуждать деятельность движения «Наши».
Иногда они даже встречались с тогдашним президентом и нынешним премьер-министром Дмитрием Медведевым. «Мы часами сидели вместе и читали книги… в основном националистического и пропагандистского характера», — рассказала она.
Движение «Наши» было расформировано в апреле 2012 года, после президентских выборов, в результате которых Путин вернулся на президентский пост. Но вскоре другие молодежные группировки продолжили дело «Наших».
Россию захлестнула волна национализма
Эти группировки сыграли существенную роль в укреплении жесткого национализма, который захлестнул Россию после аннексии Крыма в марте 2014 года и лег в основу военных кампаний на Украине и в Сирии. Они также помогли укрепить позиции Путина, чей рейтинг популярности достиг невиданных высот.
Одной из таких группировок стал молодежный проект «Сеть». Делая акцент на традиционных православных ценностях, она, тем не менее, часто организует эффектные мероприятия, такие как арт-выставка, которую она провела в соседнем с Кремлем здании в июне прошлого года: в ходе этого мероприятия подростки дефилировали по подиуму в противогазах и футболках с изображениями автомата Калашникова, прославляя войну России на Украине.
Возможно, дети пока еще не готовы вступать в подобные молодежные организации, но кремлевская пропаганда направлена и на них тоже. В одной московской школе детей заставили выучить стихотворение, где есть такие строки: «Русская земля, кто тебя обидел? / Недругам твоим прощенья нет».
В прошлом году правительство в два раза увеличило финансирование пятилетнего плана «патриотического воспитания».
Путин лично придумал персонажа для детской передачи «Спокойной ночи, малыши».
Разочарование в Путине
По словам Дроковой, она встречалась с Путиным несколько раз. Однако самым запоминающимся стал тот раз, когда она просто подошла к нему и поцеловала его в щеку во время одного из мероприятий «Наших» — «потому что это было весело», как она объяснила.
Путину, по всей видимости, это тоже понравилось, потому что, немного приобняв ее, он улыбнулся.
Обычно их встречи носили более формальный характер. Перед посещением Путина в Кремле лидеры «Наших» и чиновники Кремля напоминали ей: «Должны быть интересные вопросы, должны быть необычные вопросы, серьезные вопросы».
«Мне говорили: “Тебе нужно надеть что-нибудь милое на встречу с Путиным”».
Ее разочарование в «Наших» произошло, когда эта группировка начала следовать более агрессивной тактике и атаковать оппозиционных активистов и политиков. Она навсегда ушла из «Наших» после того, как руководство группировки усомнилось в ее преданности.
Когда ее друга Олега Кашина жестоко избили за то, что он выступал с критикой против властей, она, по ее словам, поняла, что решение уйти из «Наших» было правильным.
После этого Дрокова поселилась в Нью-Йорке. Но она следит за событиями в Москве и часто туда ездит. Ее беспокоит то, что Путин делает с Россией, а также подъем группировок, подобных «Нашим». Сейчас она гораздо больше похожа на тех оппозиционных активистов, против которых она некогда выступала, чем на влюбленную в Путина девушку-подростка, которой она недавно была.
«В России должна произойти смена элиты и власти», — подытожила она.