В московском отеле «Метрополь» состоялся ежегодный приём, организованный Швейцарским центром содействия бизнесу (SBH) при посольстве Конфедерации в России. Традиционная предновогодняя встреча в этом году стала поводом для размышлений о перспективах бизнес-отношений двух стран. Да, времена в России сейчас сложные, признают представители швейцарского бизнеса, но оставить сейчас российский рынок — это значит упустить огромные шансы.
Гостей вечера встречал микс из российско-швейцарских неожиданностей, далеких от банальности. Музыкальное сопровождение обеспечивал Костромской губернский оркестр, настроение присутствующим поднимало швейцарское вино, о котором почти ничего не знают в России, поскольку производится оно в небольших количествах практически исключительно для внутреннего потребления. В центре зала за стеклянной витриной на обозрение публике была представлена копия здания бернского Федерального дворца в масштабе 1:120.
Одно из красивейших зданий Берна, возведенное по проекту швейцарского архитектора Ханса Вильгельма Ауэра (Hans Wilhelm Auer, 1847-1906) и под сводами которого расположились обе палаты швейцарского парламента и офисы правительства, Федерального совета, было изготовлено российскими ювелирами из драгоценного металла с использованием как современных (3D-печать), так и старинных ремесленных технологий. «Этот макет в сложной и изысканной форме символизирует российско-швейцарские отношения», — заметил глава швейцарского Центра содействия бизнесу Ив Морат (Yves Morath).
Посол Швейцарии в России Пьер Хельг подтвердил, что российский рынок остается важным партнером Конфедерации со стратегической перспективой. По его мнению, многих бизнесменов занимает сейчас вопрос, когда в стране начнется экономический рост. Посол уверен, что именно сейчас и нужно инвестировать в Россию. «Важно завоевать рынок, пока другие страны не поняли его огромный потенциал», — заявил посол Швейцарии.
Ив Морат, человек, практически занимающийся вопросами рамочных условий ведения бизнеса, замечает, что в минувшем году у бизнеса в России, и у иностранного бизнеса в частности, возникло много сложностей, а потому он испытывает законные сомнения в том, в какую сторону эти самые рамочные условия будут развиваться. Речь идет, по его словам, и о ценовом факторе (как мы помним, в начале 2015 года рынки столкнулись с резким усилением франка), и о макроэкономической ситуации. Но все это, говорит он, все же не должно останавливать бизнесменов, которые хотят укрепиться на местном рынке.
Как рассказал Пьер Хельг, сейчас около 600 швейцарских компаний в той или иной степени взаимодействуют с Россией, причем 200 из них имеют в стране свои офисы или представительства, обеспечивая работой более 80 тыс. человек. Дипломат напомнил, в частности, что недавно Россельхознадзор России согласовал поставки сыра и мясной продукции с восемью предприятиям из Конфедерации, а в ноябре прошел очередной раунд консультаций, по результатам которых подобное разрешение могут получить еще пять швейцарских продовольственных компаний.
Однако в общем и целом сейчас иностранный бизнес если пока и не массово, но все-таки в заметных масштабах начал сворачивать свою деятельность в России. Не последуют ли за западными коллегами и швейцарские компании?
«А мы остаемся с тобою…»
Этой осенью британское издание «The Financial Times» опубликовало итоговый доклад группы бизнес-консультантов «Global Counsel». Изучив финансовые отчеты почти полусотни транснациональных компаний, эксперты пришли к выводу, что интерес лидеров мирового бизнеса к присутствию в России заметно понизился, а несколько крупнейших международных корпораций могут уже в обозримом будущем сократить масштаб своей деятельности в России.
Правда, указывается далее в докладе, произойдет это только в случае, если в стране резко и в самом ближайшем будущем не улучшится деловой климат. И в любом случае санкции Запада и российские «антисанкции» являются для «капитанов мировой экономики» причиной усиливающегося беспокойства. В докладе говорится далее, что настроение инвесторов сильно отличается в зависимости от сектора экономики. Максимальный оптимизм излучают корпорации, связанные с медицинскими услугами и фармацевтикой. Наиболее пессимистичны компании финансового сектора и энергетики.
Аналитики отметили, что большинство иностранных компаний в долгосрочной перспективе все же намерены оставаться на российском рынке. При этом фармацевтику мы отметили не случайно — лекарства и прочая родственная продукция являются важнейшей статьёй швейцарского импорта в Россию. Не удивительно, поэтому, что наиболее уверенно сейчас на российском рынке ощущают именно компании, занимающиеся лекарственными препаратами. Не обращая внимания на кризис, а даже, возможно, во многом благодаря ему, этот сегмент в рублевом выражении растет на 10-15% в год. Например, по итогам прошлого года продажи швейцарских лекарств в России составили более 1,1 трлн рублей или более 17 млрд швейцарских франков по текущему курсу.
По прогнозу DSM Group, российский фармацевтический рынок вырастет в 2015 году на 15% в рублях и достигнет 1,3 трлн. рублей. При всей «импортозаместительной» риторике властей российский фармацевтический рынок остается ориентированным исключительно на импорт, а одними из лидеров здесь являются швейцарские компании «Novartis» и «Roche». «Даже было бы странно говорить об отказе этих компаний от нашего рынка, особенно когда он так растет», — уверен Роман Кутузов, замглавного редактора делового медицинского портала «Vademecum».
Безусловно, признает он, обесценившийся рубль сильно повысил цены на лекарства. «Но это вопрос маркетинга — сможет ли производитель убедить потребителя, и, прежде всего, аптечные сети, что ему нужен именно этот препарат», — размышляет Р. Кутузов. «Что же касается госзакупок, то если иностранные компании хотят сохранить здесь свои позиции, то им имеет смысл или построить свое производство в России, или заключить контрактное соглашение с уже существующей площадкой, поскольку власти взяли курс на импортозамещение и ограничивают в этом сегменте закупки импортной продукции».
Именно таким путем идет, например, швейцарская компания «Nestle», которая уже имеет в России 11 заводов. Совокупный объем инвестиций этой транснациональной корпорации в российскую экономику за период 1995-2013 гг. составил более 1,5 млрд долларов. И хотя в прошлом году выручка компании в России снизилась на 6,5% до 1,7 млрд франков, в рублевом выражении она выросла на 13,4%. То есть, продажи растут, не взирая на заметное падение реальных доходов россиян, произошедшее за последние два года.
Клиентов в России много
Что касается финансовой сферы, то тут, с одной стороны, действительно трудно найти источник оптимизма. «Привлекательность российского банковского рынка значительно снизилась в последние годы на фоне макроэкономической нестабильности, волатильности национальной валюты, роста рисков и падения доходности банковского рынка. Некоторые иностранные игроки предпочли покинуть страну», — рассказывает Евгений Славнов, аналитик рейтингового агентства «РусРейтинг». Но, с другой стороны, подчеркивает он, швейцарские банки, присутствующие в России, тот же, например, Credit Suisse, весьма условно можно назвать банком, поскольку это скорее это международный финансовый конгломерат.
Аналитик предлагает разделять западные банки на универсальные и сугубо инвестиционные. «Я не думаю, что крупные и успешные иностранные игроки массово начнут покидать страну — уже было вложено слишком много ресурсов и сил на построение бизнеса здесь, чтобы просто так уйти. Продать же по хорошей цене банковский актив сейчас весьма сложно. Таким образом, я думаю, что от крупных иностранных игроков можно ожидать лишь оптимизации их бизнесов в России», — полагает Евгений Славнов. Впрочем, некоторые игроки уже находятся в поисках новых точек роста и раскрытия существующего потенциала. А он, как выяснилось, существует.
Кстати, как написало недавно российское издание «КоммерсантЪ» со ссылкой на один из крупнейших швейцарских частных банков «Lombard Odier», сейчас для состоятельных россиян, серьезно вложившихся в зарубежные активы, очень актуальной проблемой стал вопрос правового урегулирования процедур наследования. Из-за того, что зачастую люди спустя рукава относились к оформлению недвижимости, оффшорных счетов и прочих активов, они сейчас не могут отыскать концы, при том что многие из них уже вступили в возраст, когда пора уже серьезно задуматься и о передаче наследства. Так что клиентами швейцарская банковская отрасль будет обеспечена в России еще очень долго.
«Огромный потенциал»
Как говорит Ив Морат, 2015 год стал переломным и еще в одном смысле. Впервые руководимый им Центр начал оказывать содействие не только швейцарским компаниям, но и российским. У данного направления есть перспективы и первые положительные результаты. Содействие было оказано нескольким российским фирмам, например, фирме из аграрного сектора. Так что налицо уже не просто импорт товаров, а переход к полноценному технологическому трансферу.
Новые возможности открываются и на уровне межгосударственных отношений. Осенью этого года в Цюрихе прошел Евразийский экономический форум, организованный швейцарской Объединенной Торгово-промышленной палатой СНГ, на котором обсуждался вопрос открывающихся возможностей для швейцарского бизнеса в связи с развитием деятельности Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по созданию единого экономического пространства и таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, а в скором будущем, возможно, и Таджикистана.
В своем выступлении посол Швейцарии в РФ Пьер Хельг подчеркнул, что эти страны обладают огромными территориями и значительными сырьевыми и человеческими ресурсами, и что потенциал их экономического развития воистину огромен. «Занимая площадь, равную 450 Швейцариям, эти страны являются крупнейшим мировым производителем нефти (15% мирового производства), вторым по величине производителем газа, при этом на территории этих стран проживает 180 млн потребителей, многие из которых хорошо образованы и принадлежат к среднему классу».
По мнению посла, единый экономический и таможенный союз этих стран приведет к появлению нового конкурентного игрока на активно растущем азиатском рынке и рынке Восточной Европы, упростив деятельность швейцарских компаний по продвижению своих товаров и услуг на рынках Азии. Он особо отметил, что в 2016 году в силу вступают единые фитосанитарные правила, а также требования к фармацевтической продукции, что очень удобно для поставщиков из Швейцарии.