Бывший президент США Билл Клинтон однажды похвалил «огромный потенциал» Владимира Путина во время телефонного разговора с тогдашним премьер-министром Великобритании Тони Блэром, как говорится в расшифровке их бесед, опубликованной президентской библиотекой Клинтона.
«Мы пытаемся решить этот двусторонний вопрос и урегулировать вопрос с Чечней», — сказал Клинтон в разговоре с Блэром 13 октября 1999 года, имея в виду российскую чеченскую кампанию 1999 года, переросшую во Вторую чеченскую войну.
Далее Клинтон выразил некоторый скептицизм в отношении намерений Путина.
«Я считаю его человеком больших способностей и амбиций, — сказал он в разговоре с Блэром. — Его намерения в целом достойны и прямолинейны, но он пока не определился окончательно. Он может завязнуть в вопросах демократии».
Путин был премьер-министром России в 1999-2000 годах, прослужив 16 лет в КГБ — агентстве государственной безопасности Советского Союза, на смену которому позже пришла Федеральная служба безопасности. Он стал президентом в 2000 году, когда срок полномочий Клинтона уже подходил к концу.
В своем интервью 2014 года Клинтон с уважением высказался о патриотизме Путина, но добавил, что вмешательство его страны в украинский конфликт — это «очень опасная ситуация».
«Он чрезвычайно эрудирован, очень, очень патриотичен в отношении России, но он сосредоточился скорее на величии государства и страны, чем на том, что происходит с обычными гражданами», — сказал Клинтон в беседе с Фаридом Закарией (Fareed Zakaria) в марте 2014 года, вскоре после того как Россия аннексировала Крым.
«Я могу сказать о нем, что он всегда довольно прозрачен, – сказал Клинтон. — Он никогда не притворялся кем-то, кем он не является… Если он хочет продолжать расширять горизонты и теперь нацелился на восток Украины, я не знаю, что может случиться. Это очень опасная ситуация — и ненужная».
Расшифровки разговоров Клинтона и Блэра были опубликованы вскоре после того, как ранее на этой неделе Клинтон выступил в поддержку избирательной кампании своей жены, основного претендента на участие в выборах президента от Демократической партии и бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон.
Хиллари Клинтон стала ключевым действующим лицом политики «перезагрузки» отношений с Россией, которая была направлена на снижение напряженности, возникшей после вторжения России в Грузию в 2008 году.
Тем не менее, в своем интервью CBS 2014 года она отметила, что в период ее работы в Госдепартаменте она была одной из тех, кто «относился к Путину с наибольшим скептицизмом» «отчасти потому, что, как я считала, он никогда не отказывался от мысли вновь вывести Матушку–Россию на первый план».
«Я думаю, что и США, и Европа по-настоящему надеялись на лучшее, когда Путин вернулся на пост президента, и, к сожалению, эти надежды очень быстро рассеялись», — добавила она.